Уровни объяснения в психологии
Изучение психологии охватывает много разных тем на разных уровнях объяснения, которые представляют собой перспективы, используемые для понимания поведения. Более низкие уровни объяснения более тесно связаны с биологическими воздействиями, такими как гены, нейроны, нейротрансмиттеры и гормоны, тогда как средние уровни объяснения относятся к способностям и характеристикам отдельных людей, а самые высокие уровни объяснения относятся к социальным группам, организации и культуры.
Одна и та же тема может быть изучена в психологии на разных уровнях объяснения, как показано далее (см. "Уровни объяснения"). Например, психологическое расстройство, известное как депрессия, затрагивает миллионы людей во всем мире и, как известно, вызвано биологическими, социальными и культурными факторами, Изучение и помощь в ослаблении депрессии может быть выполнено с низким уровнем объяснения путем изучения того, как химические вещества в мозге влияют на переживание депрессии. Этот подход позволил психологам разрабатывать и назначать лекарства, которые могут уменьшить депрессию у многих людей. На среднем уровне объяснения психологическая терапия направлена на то, чтобы помочь людям справиться с негативным жизненным опытом, который может вызвать депрессию. И на самом высоком уровне психологи изучают различия в распространенности депрессии между мужчинами и женщинами и между культурами. Возникновение психологических расстройств, включая депрессию, значительно выше у женщин, чем у мужчин, и также выше в западных культурах, таких как в Канаде, Соединенных Штатах и Европе, чем в восточных культурах, таких как Индия, Китай и Япония. Эти половые и культурные различия дают представление о факторах, вызывающих депрессию. Изучение депрессии в психологии помогает напомнить нам, что ни один уровень объяснения не может объяснить все. Все уровни объяснения, от биологического до личного и культурного, необходимы для лучшего понимания человеческого поведения.
Уровни объяснения
1. Уровень объяснения: низкий
Базовый процесс: биологический
Примеры:
· Депрессия частично подвержена генетическому влиянию.
· На депрессию влияет действие нейротрансмиттеров в мозге.
2. Уровень объяснения: средний
Базовый процесс: Межличностный
Примеры:
· Люди в депрессии могут интерпретировать события, которые происходят с ними слишком негативно.
· Психотерапия может использоваться, чтобы помочь людям говорить о депрессии и бороться с ней
3. Уровень объяснения: высокий
Базовый процесс: Культурный и социальный
Примеры:
· Женщины испытывают больше депрессии, чем мужчины.
· Распространенность депрессии варьируется в зависимости от культуры и исторических периодов времени.
Проблемы изучения психологии
Понимать и пытаться снизить стоимость психологических расстройств, таких как депрессия, нелегко, потому что психологические переживания чрезвычайно сложны. Вопросы, которые ставят психологи, так же сложны, как и вопросы врачей, биологов, химиков, физиков и других ученых, если не более того.
Основная цель психологии - предсказывать поведение, понимая его причины. Делать прогнозы сложно, отчасти потому, что люди меняются и по-разному реагируют в разных ситуациях. Индивидуальные различия - это различия между людьми по физическим или психологическим параметрам. Например, хотя многие люди испытывают, по крайней мере, некоторые симптомы депрессии в некоторые моменты своей жизни, этот опыт значительно варьируется среди людей. Некоторые люди испытывают серьезные негативные явления, такие как тяжелые физические травмы или потеря значительных других, без большой депрессии, тогда как другие люди испытывают тяжелую депрессию без видимой причины. Другие важные индивидуальные различия, которые мы обсудим в следующих главах, включают различия в экстраверсии, интеллекте, чувстве собственного достоинства, тревоге, агрессии и соответствии.
Из-за множества индивидуальных различий, которые влияют на поведение, мы не всегда можем предсказать, кто станет агрессивным или кто будет лучше работать в аспирантуре или на работе. Предсказания, сделанные психологами (и большинством других ученых), являются только вероятностными. Например, мы можем сказать, что люди, получившие более высокий балл по тесту интеллекта, в среднем будут лучше, чем люди, получившие более низкий балл по тому же тесту, но мы не можем сделать очень точные прогнозы о том, как точно будет действовать какой-либо один человек.
Другая причина, по которой трудно предсказать поведение, заключается в том, что почти все поведение определяется множеством факторов или обусловлено многими факторами. И эти факторы встречаются на разных уровнях объяснения. Например, мы видели, что депрессия вызвана генетическими факторами более низкого уровня, личностными факторами среднего уровня и социально-культурными факторами более высокого уровня. Вы должны всегда скептически относиться к людям, которые пытаются объяснить важные человеческие поведения, такие как насилие, жестокое обращение с детьми, бедность, беспокойство или депрессия, с точки зрения одной причины.
Кроме того, эти многочисленные причины не зависят друг от друга; они связаны таким образом, что, когда присутствует одна причина, обычно присутствуют и другие причины. Это перекрытие затрудняет точное определение причин или причин их действия. Например, некоторые люди могут быть в депрессии из-за биологического дисбаланса нейротрансмиттеров в их мозге. Возникающая в результате депрессия может привести к тому, что они будут действовать более негативно по отношению к окружающим их людям, что затем заставляет других людей реагировать на них более негативно, что затем увеличивает их депрессию. В результате биологические детерминанты депрессии переплетаются с социальными реакциями других людей, что затрудняет распутывание последствий каждой причины.
Еще одна трудность в изучении психологии состоит в том, что большое человеческое поведение вызвано факторами, которые находятся за пределами нашего сознательного осознания, что делает невозможным для нас, как для отдельных людей, их подлинное понимание. Роль бессознательных процессов была подчеркнута в теоретизировании австрийского невролога Зигмунда Фрейда (1856-1939), который утверждал, что многие психологические расстройства были вызваны воспоминаниями, которые мы подавили, и таким образом остаются вне нашего сознания . Бессознательные процессы будут важной частью нашего исследования психологии, и мы увидим, что текущие исследования подтвердили многие идеи Фрейда о важности бессознательного в поведении.