• Высшая нервная деятельность (ВНД) – это деятельность высших отделов ЦНС, обеспечивающих наиболее совершенную приспособленность организма к меняющимся условиям среды
• Материальная основа ВНД – кора больших полушарий с подкорковыми ядрами
• Положения о рефлекторной деятельности коры головного мозга впервые высказал И.М. Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга» (1863г.): рефлексы головного мозга включают 3 взаимосвязанных и взаимообусловленных звена: 1 – начальное звено – возбуждение в органах чувств, вызываемое внешним воздействием; 2 – центральное звено – процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозге; 3 – конечное звено – действия (поведение) человека
• И.П. Павлов установил, что основой ВНД являются условные рефлексы и разработал экспериментальный метод исследования функций коры больших полушарий (метод условных рефлексов)
Образование условных рефлексов
• Для образования условных рефлексов необходимо сочетание во времени условного раздражителя (лампочка) и безусловного рефлекса (слюноотделение на миску с едой);
• При этом условный сигнал (лампочка) должен предшествовать безусловному раздражителю (миска с едой);
• Причем подкрепление условного сигнала (лампочка) безусловным раздражителем (миска с едой) должно быть неоднократным при отсутствии отвлекающих посторонних раздражителей
• Действие условного раздражителя (лампочка) формирует очаг возбуждения в соответствующей зоне коры больших полушарий;
• Последующее действие безусловного раздражителя (миска с едой) формирует в коре второй очаг возбуждения и между очагами возникает временная связь (по Павлову – замыкание);
• После нескольких сочетаний условного (лампочка) и безусловного (миска с едой) раздражителей эта связь становится прочной, и уже достаточно только одного условного раздражителя (лампочка), чтобы вызвать рефлекс (слюноотделение)
Торможение условных рефлексов
• Торможение условных рефлексов – это процесс затухания и исчезновения условных рефлексов при изменении условий существования организма; организм перестает реагировать на сигналы среды, утратившие свое значение
• И.П. Павлов выделил 2 вида торможения:
безусловное (внешнее) – возникает в результате действия нового более сильного раздражителя (при острой зубной боле перестает болеть пораненный палец); при этом в коре головного мозга возникает новый очаг возбуждения, угнетающий существующий;
условное (внутреннее) – развивается по закономерностям условного рефлекса, когда действие условного раздражителя (лампочка) не подкрепляется безусловным (миска с едой); при этом в коре исчезает уже не нужная временная связь (замыкание)
Типы высшей нервной деятельности
• Исходя из особенностей формирования условных рефлексов,И.П. Павлов выделил типы ВНД
• Тип ВНД – совокупность свойств нервных процессов, обусловленных наследственностью организма и приобретенных в процессе жизни
• Выделяют 3 свойства нервных процессов:
1. Сила – это способность сохранять адекватные реакции на сверхсильные раздражители
2. Уравновешенность – одинаковая выраженность процессов возбуждения и торможения
3. Подвижность – быстрота перехода процессов возбуждения в торможение и обратно
Особенности высшей нервной деятельности человека
• И.П. Павлов установил, что закономерности образования и торможения условных рефлексов одинаковы у животных и человека, но ВНД – это не только условные рефлексы
• Рассудочная деятельность – это способность организма улавливать закономерности между предметами и явлениямиокружающей среды, а также использовать знание этих закономерностей в новых условиях;
это высшая форма приспособления организма к меняющимся условиям среды, благодаря чему организм может предвидеть изменения среды и учитывать их в своем поведении (если на улице тучи, значит будет дождь, и нужно взять зонтик);
чем выше развита нервная система, тем выше уровень рассудочной деятельности, высшего развития она достигла у человека
• Особенности ВНД человека: высокоразвитая психическая деятельность, сознание, абстрактно-логическое мышление, речь и др.
• Опираясь на особенности ВНД человека и животных, И.П. Павлов разработал учение о сигнальных системах:
I сигнальная система – это восприятие окружающего мире через специализированные рецепторы органов чувств – есть и у животных, и у человека;
II сигнальная система – это восприятие окружающего мира через речь (слово) – характерна только для человека
• Для человека раздражителями, вызывающими условные рефлексы, являются не только сами предметы и явления среды, но и слова, обозначающие эти предметы и явления: словом человек обозначает все, что воспринимает органами чувств
• Слово обладает обобщающей функцией: человек обобщает понятия о предметах, их признаках и свойствах, явлениях природы, свои ощущения, чувства, переживания, т.е. речьлежит в основе абстрактного мышления – способности человека к обобщению понятий и представлений
• Речь возникла в процессе коллективного труда как средство общения между людьми, без общения речь не развивается (пример – дети-маугли);
человек от рождения наделен способностью к обучению речи, первые признаки речи появляются во второй половине первого года жизни;
ребенок обучается говорить до 5-6 лет, если до этого возраста ребенок не обладает речью, задерживается его умственное развитие;
дети не изобретают и не выбирают язык, они будут говорить на том языке, на котором говорят окружающие люди
• С помощью речи люди обмениваются мыслями, информацией, управляют своим поведением в согласии с другими людьми, становятся полноправными членами общества; устная и письменная речь позволяет человеку в течение жизни, не обращаясь к непосредственным предметам и явлениям, приобретать о них новые знания, знакомиться с опытом других людей, других поколений.