Найти в Дзене
Nikaa

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

• Высшая нервная деятельность (ВНД) – это деятельность высших отделов ЦНС, обеспечивающих наиболее совершенную приспособленность организма к меняющимся условиям среды • Материальная основа ВНД – кора больших полушарий с подкорковыми ядрами • Положения о рефлекторной деятельности коры головного мозга впервые высказал И.М. Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга» (1863г.): рефлексы головного мозга включают 3 взаимосвязанных и взаимообусловленных звена: 1 – начальное звено – возбуждение в органах чувств, вызываемое внешним воздействием; 2 – центральное звено – процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозге; 3 – конечное звено – действия (поведение) человека • И.П. Павлов установил, что основой ВНД являются условные рефлексы и разработал экспериментальный метод исследования функций коры больших полушарий (метод условных рефлексов) Образование условных рефлексов • Для образования условных рефлексов необходимо сочетание во времени условного раздражителя (лампочка) и безусловного р

• Высшая нервная деятельность (ВНД) – это деятельность высших отделов ЦНС, обеспечивающих наиболее совершенную приспособленность организма к меняющимся условиям среды

• Материальная основа ВНД – кора больших полушарий с подкорковыми ядрами

• Положения о рефлекторной деятельности коры головного мозга впервые высказал И.М. Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга» (1863г.): рефлексы головного мозга включают 3 взаимосвязанных и взаимообусловленных звена: 1 – начальное звено – возбуждение в органах чувств, вызываемое внешним воздействием; 2 – центральное звено – процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозге; 3 – конечное звено – действия (поведение) человека

• И.П. Павлов установил, что основой ВНД являются условные рефлексы и разработал экспериментальный метод исследования функций коры больших полушарий (метод условных рефлексов)

Образование условных рефлексов

• Для образования условных рефлексов необходимо сочетание во времени условного раздражителя (лампочка) и безусловного рефлекса (слюноотделение на миску с едой);

• При этом условный сигнал (лампочка) должен предшествовать безусловному раздражителю (миска с едой);

Условия выработки условных рефлексов у животных
Условия выработки условных рефлексов у животных

• Причем подкрепление условного сигнала (лампочка) безусловным раздражителем (миска с едой) должно быть неоднократным при отсутствии отвлекающих посторонних раздражителей

• Действие условного раздражителя (лампочка) формирует очаг возбуждения в соответствующей зоне коры больших полушарий;

• Последующее действие безусловного раздражителя (миска с едой) формирует в коре второй очаг возбуждения и между очагами возникает временная связь (по Павлову – замыкание);

• После нескольких сочетаний условного (лампочка) и безусловного (миска с едой) раздражителей эта связь становится прочной, и уже достаточно только одного условного раздражителя (лампочка), чтобы вызвать рефлекс (слюноотделение)

Торможение условных рефлексов

• Торможение условных рефлексов – это процесс затухания и исчезновения условных рефлексов при изменении условий существования организма; организм перестает реагировать на сигналы среды, утратившие свое значение

• И.П. Павлов выделил 2 вида торможения: 

безусловное (внешнее) – возникает в результате действия нового более сильного раздражителя (при острой зубной боле перестает болеть пораненный палец); при этом в коре головного мозга возникает новый очаг возбуждения, угнетающий существующий;

условное (внутреннее) – развивается по закономерностям условного рефлекса, когда действие условного раздражителя (лампочка) не подкрепляется безусловным (миска с едой); при этом в коре исчезает уже не нужная временная связь (замыкание)     

     Типы высшей нервной деятельности

• Исходя из особенностей формирования условных рефлексов,И.П. Павлов выделил типы ВНД

• Тип ВНД – совокупность свойств нервных процессов, обусловленных наследственностью организма и приобретенных в процессе жизни

• Выделяют 3 свойства нервных процессов:

1. Сила – это способность сохранять адекватные реакции на сверхсильные раздражители

2. Уравновешенность – одинаковая выраженность процессов возбуждения и торможения

3. Подвижность – быстрота перехода процессов возбуждения в торможение и обратно

-3

Особенности высшей нервной деятельности человека

• И.П. Павлов установил, что закономерности образования и торможения условных рефлексов одинаковы у животных и человека, но ВНД – это не только условные рефлексы 

• Рассудочная деятельность – это способность организма улавливать закономерности между предметами и явлениямиокружающей среды, а также использовать знание этих закономерностей в новых условиях; 

это высшая форма приспособления организма к меняющимся условиям среды, благодаря чему организм может предвидеть изменения среды и учитывать их в своем поведении (если на улице тучи, значит будет дождь, и нужно взять зонтик); 

чем выше развита нервная система, тем выше уровень рассудочной деятельности, высшего развития она достигла у человека

• Особенности ВНД человека: высокоразвитая психическая деятельность, сознание, абстрактно-логическое мышление, речь и др.

• Опираясь на особенности ВНД человека и животных, И.П. Павлов разработал учение о сигнальных системах:

I сигнальная система – это восприятие окружающего мире через специализированные рецепторы органов чувств – есть и у животных, и у человека;

II сигнальная система – это восприятие окружающего мира через речь (слово) – характерна только для человека

• Для человека раздражителями, вызывающими условные рефлексы, являются не только сами предметы и явления среды, но и слова, обозначающие эти предметы и явления: словом человек обозначает все, что воспринимает органами чувств

• Слово обладает обобщающей функцией: человек обобщает понятия о предметах, их признаках и свойствах, явлениях природы, свои ощущения, чувства, переживания, т.е. речьлежит в основе абстрактного мышления – способности человека к обобщению понятий и представлений

• Речь возникла в процессе коллективного труда как средство общения между людьми, без общения речь не развивается (пример – дети-маугли); 

человек от рождения наделен способностью к обучению речи, первые признаки речи появляются во второй половине первого года жизни; 

ребенок обучается говорить до 5-6 лет, если до этого возраста ребенок не обладает речью, задерживается его умственное развитие;

дети не изобретают и не выбирают язык, они будут говорить на том языке, на котором говорят окружающие люди

• С помощью речи люди обмениваются мыслями, информацией, управляют своим поведением в согласии с другими людьми, становятся полноправными членами общества; устная и письменная речь позволяет человеку в течение жизни, не обращаясь к непосредственным предметам и явлениям, приобретать о них новые знания, знакомиться с опытом других людей, других поколений.