Найти в Дзене
Мартынов Павел

Народный способ переплыть Байкал

Ко стыду только сейчас на карантине послушал, а потом прочёл текст песни "Славное море, священный Байкал". Давно слышал о ней, но в основном то, что её в детстве будущий академик Окладников петь любил. Да, думаю, у многих так. "Славное море" как синоним Байкала, наверное многие используют, да "Эй, Баргузин, пошевеливай вал" без труда вспомнят.

А вот что такое сам этот Баргузин? Для многих сейчас это в первую очередь модификация "Газели". Я ещё припоминал, что есть Баргузинский заповедник и одноимённый соболь, а применительно к песне всегда думал, что там речь о названии корабля какого-то.

Ан нет, "Баргузин" в данном случае - ветер, а "славный корабль" - и впрямь омулёвая бочка, которую волны, подымаемые этим ветром гонют с восточного берега Байкала на западный.

Байкальские ветра. Zabytye-slova.ru
Байкальские ветра. Zabytye-slova.ru

У стихов, оказывается, известен автор, а народная песня -представляет собой несколько переработанную версию.

Племянник знаменитого поэта-партизана Дениса Давыдова, Дмитрий Павлович Давыдов выбравший в жизни путь исследователя Сибири, археолога и этнографа, в середине XIX в. не прошёл мимо бытия забайкальских каторжан: "Беглецы из заводов и поселений вообще известны под именем «прохожих»… Они с необыкновенной смелостью преодолевают естественные препятствия в дороге. Они идут через хребты гор, через болота, переплывают огромные реки на каком-нибудь обломке дерева, и были случаи, что они рисковали переплыть Байкал в бочках, которые иногда находят на берегах моря".

А сейчас, наверное и омуля ловить не очень законно, да и деревянную бочку непросто найти. Но, наверное, где-то по деревням ещё могут сохраниться старинные. А это фото совсеменной с сайта Artage.io
А сейчас, наверное и омуля ловить не очень законно, да и деревянную бочку непросто найти. Но, наверное, где-то по деревням ещё могут сохраниться старинные. А это фото совсеменной с сайта Artage.io

Вот о таком опыте и созданы стихи "Думы беглеца на Байкале", по мотивам которого и написана замечательная песня.

Ух, каково это - в пропахшей рыбьём бочке мотаться вверх-вниз в студёных волнах над полуторакилометровой бездной. И ведь даже при очень сильном ветре так точно нужно плыть минимум несколько часов, причём с неочевидными перспективами достичь берега. Повлиять на движение бочки, оказавшись внутри, уже никак не возможно, и получается, что человек полностью доверяется, вручает свою жизнь Байкалу-дедушке...

Огромное испытание. Этак со времён Тура Хейердала в людях проснулась тяга ко всякому реконструкторству и разнообразным челленджам - то люди Атлантику на плетёном плоту перейдут, то на воздушном шаре вокруг света пустятся, разве что на метле ещё не летают. А вот пересечь Байкал подобным образом, насколько знаю, сейчас никто не решается.

Сейчас, впрочем, "Омулёвая бочка" не избежала огламуривания. Теперь так называется ресторан в Москве и первые картинки в поисковике - это какие-то пафосные интерьеры.

К счастью, не только. Интересным образом омулёвую бочку осмыслила Виктория Алагуева - художник и писатель из Приангарья.

Легенда об омулёвой бочке. Рис. Виктории Алагуевой iodb.ru
Легенда об омулёвой бочке. Рис. Виктории Алагуевой iodb.ru

В своих книгах она рассказывает прежде всего о народной культуре бурят и буддизме. И в иллюстрациях чувствуются мотивы традиционного буддийского искусства.

Очень здорово, что история беглых каторжников не свелась к уголовной романтике, типа украл, выпил в тюрьму, а выросла в предание о силе человеческого духа и стала достоянием культуры всех народов, живущих на берегах этого удивительного моря-озера...