«В прорыве к Берлину ярко проявилось классическое умение советского командования координировать действия фронтов, каждый из которых представляет собой грандиозный организм, до предела насыщенный техникой и живой силой. Вся эта масса люден и боевых средств в руках нашего командования проявила удивительную гибкость, подвижность и способность к быстрым перегруппировкам в ходе стремительного наступления.
Прорыв вражеской обороны достигнут при поддержке массированных ударов артиллерии и авиации. Огневая сила, раскрывшая пятим армиям ворота на Берлин, ни с чем не сравнима. Местность на десятки километров вокруг превратилась в одно огнедышащее жерло огромного вулкана. Недаром гитлеровское агентство Трансоцеан в первые же дни нашего наступления в ужасе закричало: «Разверзся ад, и речь идет о развязке этой войны». Да, наступает развязка, и пламя, бушующее на поле берлинской битвы, испепелит немецких поджигателей войны! »
Наши войска — в Берлине! // «Красная звезда» № 97 (6083) от 25.04.1945 г. [1]
==> http://pressa-voiny.ru/1945/4/25/55349.html
«Красная Армия шла к Берлину, очищая советскую землю от гитлеровской нечисти, освобождая из фашистского плена европейские страны, захваченные гитлеровскими разбойниками. Под ударами Красной Армии рассыпался фашистский блок. Из пепла восстала новая, возрождённая Польша, близится полное освобождение Чехословакии. Плечом к плечу с воинами Красной Армии сражается югославская армия, приближая час полного освобождения своей родины. Народы Европы ждали освобождения, ждали возмездия. Историческое возмездие совершается.
Берлин объят огнём. Не умолкает гром сражения. В столицу Германии пришла война. В Берлине — смятение и паника, потому что подошла развязка, идёт конец. Дни Берлина сочтены. »
Историческая битва // «Правда» № 95 (9866) от 25.04.1945 г. [1]
==> http://pressa-voiny.ru/1945/4/25/55348.html
«У развалин одного завода мы встретили старшего лейтенанта Готовкина — командира роты автоматчиков, и лейтенанта Деревягина — командира роты самоходных орудий, Оба они москвичи. Деревягии был студентом Московского педагогического института, в котором Готовкин преподавал историю. В октябре 1941 года они добровольно пошли на защиту Москвы, с тех пор не виделись и вдруг неожиданно встретились в Берлине, где им вместе пришлось штурмовать завод. Под прикрытием автоматного и пулеметного огня тяжелые самоходные орудия Деревягина подошли к заводу и выстрелами в упор заставили немцев покинуть восточные цехи. Тогда на территорию завода немедленно проникли автоматчики Готовкина. К утру один из самых сильных опорных пунктов неприятеля в этом районе был в наших руках.
Теперь рота Готовкина вела бой за окруженный высокими деревьями угловой особняк с большими окнами, заложенными кирпичом. Дом. дымился. На крыше и вокруг него рвались наши снаряды. Сквозь дым и пыль время от времени виднелись огоньки в окнах — это стреляли немцы. »
Подполковник Л. Высокоостровский и подполковник П. Трояновский — К центру Берлина! // «Красная звезда» № К центру Берлина! от 25.04.1945 г. [4]
==> http://pressa-voiny.ru/1945/4/25/55350.html
«На Берлин двигалась Советская страна. Гремели орудийные залпы, рокотали моторы, храпели взмыленные кони. Все было в движении: танки и генеральские «виллисы», цистерны и дымящие полевые, кухни, тяжелые тракторы и штабные рации. Когда появлялся в воздухе «Фокке-Вульф», люди не ложились на землю, они чувствовали, что ему недолго летать, ему там, наверху, страшно смотреть на дороги, ведущие с востока к Берлину. И он метался в одиночестве, этот растерянный, обреченный хищник, и падал на землю, подбитый советской зениткой.
Один за другим сменялись в офицерских планшетах листы полевых карт. И вот, наконец, долгожданный лист — «Берлин». На сетчатке, прорезанной голубой лентой Шпрее, отыскиваем уже не леса и высоты, — вот рейхстаг, Веддинг, Темпельгоф, Фридрихштрассе, Курфюрстендамм…
Движемся по следам кипящей, грохочущей битвы. Сады, домики, овощные хозяйства, парники. Немцы, жители пригородов Берлина, стоят у калиток, уныло глядят, как по дорогам мимо них несутся советские машины. Немцы угрюмы.
На домах наспех белой краской намалеваны призывы Геббельса: «Все немцы грудью станут на защиту своей столицы», «Остановим красных у стен нашего Берлина...».
Попробуй, останови! Стальные доты, баррикады, мины, завалы и смертников с фаустпатронами, — все сметает на своем пути лавина наших войск. »
Р. Кармен — Ночь в Берлине // «Известия» № 97 (8707) от 25.04.1945 г. [6]
==> http://pressa-voiny.ru/1945/4/25/55346.html
«На склоне холма в окопчике мы встретили артиллерийского командира подполковника Щацилло. Здесь был его наблюдательный пункт. Его батареи били по огневым точкам немцев. Перед подполковником лежала схема расположения немецких орудий. Большинство их было уже перечеркнуто красным карандашом.
— Подавили, — коротко объяснил подполковник.
Наша разведка заранее выявила и засекла все огневые средства противника. К началу артиллерийской подготовки артиллерийские командиры получили схему расположения этих целей, и первые же залпы нанесли немцам огромный урон.
Вот и переправа. Сапёры заканчивают наводку шестидесятитонного моста для танков. Командует на переправе танкист, дважды Герой Советского Союза полковник Якубовский.
— В 14.00 начнем переправлять танки, — говорит он. — Наш сосед Архипов уже переползает на тот берег.
От переправы в лес, туда, где на выжидательной позиции сосредоточились танки, тянется провод. Звонит полевой телефон. Танкистам не терпится — скоро ли можно будет переправляться? Они стремятся вперед, к Берлину. »
В. Полторацкий — Удар с юга // «Известия» № 97 (8707) от 25.04.1945 г. [6]
==> http://pressa-voiny.ru/1945/4/25/55347.html