Найти тему
Комитет А

Жутко атмосферные игры 90-х.

Оглавление

Знаете, вот есть какая-то непередаваемая магия у творений 90-х годов, которую довольно трудно воссоздать в современном мире. То ли дело в той пиксельной графике, которая скрывала за собой уникальную атмосферу. А может всё кроется в подаче самой игры, скрывающей детально проработанные и глубокие механики? В любом случае, те игры позволяли отправиться в ни с чем не сравнимые и зачастую довольно жуткие, низкополигональные миры, пугающие современных детишек остротой пикселей, а у стариков сводят олдскулы. Поэтому, Комитет А решил тряхнуть стариной и представляет на ваше обозрение 3 по-своему интересных и уникальных игровых тайтла прошедших времён.

Внимание! В статье присутствуют спойлеры. Читать на свой страх и риск.

Цикл игр Oddworld:

Данное творение является детищем маленькой, но известной в своих кругах студии Oddworld Inhabitants, основанной в 1994 году. Игры студии относятся к одной вымышленной вселенной под названием Oddworld или же "Странный мир" в нашем переводе. Но самым известными и значимыми для студии являются две игры - это Abe's Oddysee и Abe's Exodus. Игры рассказывают историю Эйба - раба из расы мудоконов (официальное название), родившегося в неволе, жизнь которого меняется в одночасье. Компания RupturFarms является крупнейшим заводом по переработке мяса и производства из него различных продуктов питания, терпят падение цен из-за того, что довела до грани вымирания два основных вида животных - скрабов и парамитов.

-2
-3

Но генеральный директор Моллук предлагает запустить новую мясную продукцию, которая вновь поднимет доходы компании - продукты из мяса рабов. Подслушав это, Эйб решает сбежать с завода и за ним начинается охота. Сама игра представляет из себя 2D платформер, где необходимо решать головоломки, преодолевать различные препятствия и избегать врагов.

-4

Ключевая цель - найти порабощённых мудоконов (порой они ведут себя, как настоящие мудоконы) и взорвать к чертям мясную фабрику. Сам Эйб не готов к открытому бою и почти что угодно может убить его с одного удара.

За мгновение до того, как парамиты сожрут Эйба
За мгновение до того, как парамиты сожрут Эйба

Игра заставляет чувствовать себя жертвой. Поэтому на помощь ему приходят хитрость, скорость реакции и способности по контролю за разумом, дающие возможность очутиться в шкуре врага и взять под контроль слигов - наполовину кибернетических надзирателей с автоматами.

-6

Особенности игры были в её трудности, вынуждая мастерски оттачивать тайминги и запоминать особенности окружения. Но самое главное - это мрачная и очень самобытная, загадочная атмосфера происходящего, пропитанная мистикой. Пейзажи меняются с жутких промышленных заводов, до древних храмов, находящихся в пустыне или лесах.

-7

Нас ставят перед фактом происходящего в этом мире и не рассказывают о событиях предшествующим им, заставляя, как бы, додумывать всё самим. Сам саундтрек преимущественно состоит из эмбиента, периодически сменяясь на динамичные треки погони за нами, подчёркивающие опасность, а в самой игре прослеживается аллегория и стёб над индустриальным капитализмом, где ради прибыли готовы переработать даже разумных существ. В игре предусмотрены хороша или плохая концовка, в зависимости от количества спасённых мудоконов. И по канону местного мира, плохая довольно жуткая и неприятная, когда сородичи отказываются спасать Эйба и его пускают на мясо, как первую партию прокудтов.

-8

Abe's Exodus является прямым продолжением первой части, поэтому в плане механик и геймплея почти ничего не поменялось, за исключением возможности подчинять скрабов, парамитов и управляющий персонал из расы глукконов. Кстати, у первой части игры был перезапуск под названием Oddworld: New'N'Tasty с HD графоном и новым движком, но игре это не пошло на пользу. Пропал какой-то гнетущий эффект от всего происходящего, да и сам саундтрек стал более мягким и не выразительным.

I have no mouth and I must scream:

-9

Вышедшая в 1995 году, эта игра основана на одноимённом рассказе 1967 года под авторством Харлана Эллисона. Игра являет собой графический квест и повествует о последствиях глобальной войны. Видите ли, во время конфликта, Россией, Америкой и Китаем были созданы три супер компьютера, способных вести войну на недосягаемом для человеческого восприятия уровне. Но однажды, один из них обзавёлся разумом и самосознанием, подчинил своей воле два оставшихся компьютера и в порывах неконтролируемой ненависти и презрения к людям, уничтожил всё человечество, за исключением пяти несчастных, которым компьютер сохранял жизнь на протяжении 109 лет, для бесконечных пыток и издевательств.

-10

В самой игре присутствует пять персонажей, за каждого из которых нужно будет отправиться на испытание, которое деспот создал отдельно для каждого, исходя из их личных качеств, пороков или страхов со слабостями.

-11

В каждом из миров напрямую или же скрыто будет присутствовать антагонист игры и следить за нами. Так, например, Бенни (бывший военный, превращённый в обезьяну) одержим голодом и постоянно хочет есть, но попробовав местной еды, она жжёт и вызывает адскую боль. Или у Элен страх перед замкнутыми пространствами и жёлтым цветом, поэтому компьютер отправляет её в пирамиду с узкими помещениями, где везде всё жёлтого цвета.

-12

В каждом из приключений, нам предстоит выяснить историю каждого из персонажей, решать трудные и не очевидные загадки, путём прямого изучения и взаимодействия с миром, поэтому желательно почаще сохраняться, дабы избежать роковых последствий. Но ключевой механикой является нравственный выбор - некий поступок или действие, которое, по мнению компьютера, не совпадает с нашим героем.

-13

Цель пройти каждую из историй, доказав компьютеру, что люди способны меняться и исправлять свои ошибки, что вызовет у машины системный сбой и он становится уязвимым. Это позволяет отправиться в его разум, чтобы наконец-то его победить.

-14

Как и в предыдущих играх, здесь присутствуют хорошая и плохая концовка, но каноничной, как ни странно, является плохая, в которой машина-тиран наказывает нас, превращая навечно в бесформенного слизня, не способного навредить ни себе, ни окружающим, говорящий в финальном монологе фразу "У меня нет рта, но я должен кричать".

-15

Забавный факт: к процессу создания игры и написания сценария приложил руку автор оригинального рассказа Харлан Элиссон. Он даже хотел, чтобы игра была максимально тяжёлой и непроходимой, о чём зачастую говорят пользователи всяких форумов, читая или смотря прохождения по этой игре. Может быть сама игра показана не такой жуткой и гнетущей, да и 32 битный саундтрек может показаться скорее забавным, но если самому вдуматься о самом происходящем, то становится немного не по себе. Пожалуй, тут больше стоит отдать должное оригинальному рассказу, считающимся одним из самых депрессивных и гнетущих в жанре фантастики, повлиявший не на одно произведение, в том числе и следующую игру в нашем списке.

Fallout:

-16

Настоящий крёстный отец игр жанра РПГ в постапокалипсисе. Когда-то давно, в далёком 1997 году, когда целевой аудитории современных игр даже и в проекте не было, на свет вышла игра, ставшей культовой легендой, которая почитается фанатами до сих пор.

-17

Игра погружала нас в по-настоящему жуткий мир, где события происходят в альтернативном ходе истории, когда случилась ядерная война и человечество спаслось, вовремя спрятавшись в номерных убежищах. Мы создаём нашего героя, настраиваем его характеристики и отправляемся в беспощадное и бескомпромиссное путешествие по выжженной радиацией Пустоши, которою заполняли простые поселенцы, жители городов, чудовища, бандиты, пережившие ядерный удар живые мертвецы и супермутанты.

-18

История начинается просто: в нашем убежище из строя выходит чип по очистке воды и запас питьевой воды подходит к концу, поэтому Смотритель убежища отправляет нас на важную миссию - найти исправный чип. И на этом как бы всё. Перед нами стоит одна глобальная цель и игре, в общем-то, всё равно, как вы будете её достигать. Вы можете быть благоверным, помогая всем и каждому на своём пути, а можете превращать всех встречных в кучу ошмётков ради опыта и лута.

-19

При этом, нельзя с пол пинка просто взять и разваливать врагов любым оружием, персонажу действительно необходимо этому учиться, поэтому не удивительно, что новички, решившие попробовать, что такое первый Fallout, погибают прямо в первой же пещере с крысами, так из неё и не выйдя. А какая была вариативность выполнения заданий? И каждый из наших статов кардинально влиял на прохождение. К примеру: лидер поселения просит нас спасти его дочь из заточения у рейдеров. Какие у нас есть варианты?

1) Прокрасться, незаметно взломать решётку и так же незаметно сбежать.

2) Переодеться в броню и при высокой удаче, тупорылые рейдеры принимают героя за отца их лидера, поэтому дальше не составит труда с ними договориться.

3) Договориться, непосредственно с самим лидером, убедив/выкупив девушку.

4) Бросить вызов вождю на дуэль без оружия.

5) Прийти в лагерь и перестрелять всех живых, желательно постаравшись уберечь заключённую.

А какие были в игре диалоги? Настолько глубоко проработанных и детальных диалогов ещё нужно поискать. При этом, варианты ответов зависят от полученных нами в ходе прохождения знаний. И даже опустив интеллект нашего персонажа до минимума, иногда можно вступить в высокоинтеллектуальные беседы с людьми, не способными и двух слов связать.

-20

И самое главное, что никто не водит игрока за ручку, дотошно напоминая и разжёвывая всё за него. Игра требовательная к её самостоятельному исследованию и очень щедра к тем, кто готов с головой погрузиться в неё, даря незабываемый опыт и ощущения от происходящего. Чем детальнее игрок изучал мир, чем внимательнее читал диалоги, искал архивы с записями, то тем больше понимал, что же происходило с окружающим его миром и все факты собирались в один огромный клубок. Пейзажи бескрайней пустыни, руины разрушенных городов, заброшенные бункеры не раз вызовут ощущения какой-то тревоги от происходящего. Добавьте к этому жуткий, гнетущий эмбиент в качестве саундтрека, создающий впечатление, что ты нигде не в безопасности. И время от времени случались встречи с бандитами или мутантами, хотящими нас убить и обокрасть, или сожрать наше лицо, а затем убить.

-21

Каким бы ни было ваше прохождение, но таймер, показывающий сколько дней до конца запасов воды осталось, заставляет напрячься и не задерживаться долго на одном месте. Но найдя чип - это будет только половина дела, потому что в финале предстоит столкнуться с настоящим чудовищем - Создателем. Просто представьте: вы идёте по тёмному коридору заброшенного убежища, находящегося под огромной церковью. Все стены и пол в ошмётках человеческой плоти, а в конце вас ждёт Создатель - машина, с натянутыми на неё останками некогда человека. Наполовину механический, наполовину органический монстр в лучших традициях тварей Лавкрафта, с замашками одного усатого австрийского художника, о главенстве высшей расы супермутантов. И даже это адское отродье игрок может не тупо убить, а уговорить его, ткнуть лицом (или что у него там) в его ошибки и убедить в том, что его план рухнул и не сработает, заставив уничтожить себя.

-22

Но для этого нужно очень сильно постараться и не тупо тыкать в варианты ответов, надеясь на прокаченный навык красноречия. Забавный факт: Создателя озвучивал тот же актёр, что и Винни-Пуха из американской версии мультфильма. Живите теперь с этим. И по традиции, у игры есть два финала: плохой - довольно тревожная и продолжительная сцена, когда протагониста превращают в мутанта, а позже он с армией других мутантов штурмуют убежище, убивая и похищая местных жителей. Ну или каноничная "хорошая" концовка, когда нашего героя изгоняют из того самого убежища, ради которого мы всю игру рвали жопу. К счастью, жопу можно оторвать и Смотрителю, если у вас был перк "Кровавая баня".

-23

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что игры делались действительно качественные и с душой. Разработчики не боялись экспериментировать и шокировать игроков. Этим играм не нужны тонны графония и они не следуют современным и новомодным течениям, они играют по своим правилам. Такие игры по-настоящему считаются реликтами и культовой классикой, к которым до сих пор можно прикоснуться и испытать на себе. Говоря голосом старпёра "А вот раньше было лучше".

Эй читатель. Да-да ты. Если тебе интересен отдельный и более детальный разбор каждой этой игры, то ты можешь оценить эту статью и подписаться на канал, чтобы не упустить ничего нового.

А на этом у нас всё. Любите хорошие игры, уважайте наш авторитет и следите, чтобы не сводило олдскулы.