Знаете, вот есть какая-то непередаваемая магия у творений 90-х годов, которую довольно трудно воссоздать в современном мире. То ли дело в той пиксельной графике, которая скрывала за собой уникальную атмосферу. А может всё кроется в подаче самой игры, скрывающей детально проработанные и глубокие механики? В любом случае, те игры позволяли отправиться в ни с чем не сравнимые и зачастую довольно жуткие, низкополигональные миры, пугающие современных детишек остротой пикселей, а у стариков сводят олдскулы. Поэтому, Комитет А решил тряхнуть стариной и представляет на ваше обозрение 3 по-своему интересных и уникальных игровых тайтла прошедших времён.
Внимание! В статье присутствуют спойлеры. Читать на свой страх и риск.
Цикл игр Oddworld:
Данное творение является детищем маленькой, но известной в своих кругах студии Oddworld Inhabitants, основанной в 1994 году. Игры студии относятся к одной вымышленной вселенной под названием Oddworld или же "Странный мир" в нашем переводе. Но самым известными и значимыми для студии являются две игры - это Abe's Oddysee и Abe's Exodus. Игры рассказывают историю Эйба - раба из расы мудоконов (официальное название), родившегося в неволе, жизнь которого меняется в одночасье. Компания RupturFarms является крупнейшим заводом по переработке мяса и производства из него различных продуктов питания, терпят падение цен из-за того, что довела до грани вымирания два основных вида животных - скрабов и парамитов.
Но генеральный директор Моллук предлагает запустить новую мясную продукцию, которая вновь поднимет доходы компании - продукты из мяса рабов. Подслушав это, Эйб решает сбежать с завода и за ним начинается охота. Сама игра представляет из себя 2D платформер, где необходимо решать головоломки, преодолевать различные препятствия и избегать врагов.
Ключевая цель - найти порабощённых мудоконов (порой они ведут себя, как настоящие мудоконы) и взорвать к чертям мясную фабрику. Сам Эйб не готов к открытому бою и почти что угодно может убить его с одного удара.
Игра заставляет чувствовать себя жертвой. Поэтому на помощь ему приходят хитрость, скорость реакции и способности по контролю за разумом, дающие возможность очутиться в шкуре врага и взять под контроль слигов - наполовину кибернетических надзирателей с автоматами.
Особенности игры были в её трудности, вынуждая мастерски оттачивать тайминги и запоминать особенности окружения. Но самое главное - это мрачная и очень самобытная, загадочная атмосфера происходящего, пропитанная мистикой. Пейзажи меняются с жутких промышленных заводов, до древних храмов, находящихся в пустыне или лесах.
Нас ставят перед фактом происходящего в этом мире и не рассказывают о событиях предшествующим им, заставляя, как бы, додумывать всё самим. Сам саундтрек преимущественно состоит из эмбиента, периодически сменяясь на динамичные треки погони за нами, подчёркивающие опасность, а в самой игре прослеживается аллегория и стёб над индустриальным капитализмом, где ради прибыли готовы переработать даже разумных существ. В игре предусмотрены хороша или плохая концовка, в зависимости от количества спасённых мудоконов. И по канону местного мира, плохая довольно жуткая и неприятная, когда сородичи отказываются спасать Эйба и его пускают на мясо, как первую партию прокудтов.
Abe's Exodus является прямым продолжением первой части, поэтому в плане механик и геймплея почти ничего не поменялось, за исключением возможности подчинять скрабов, парамитов и управляющий персонал из расы глукконов. Кстати, у первой части игры был перезапуск под названием Oddworld: New'N'Tasty с HD графоном и новым движком, но игре это не пошло на пользу. Пропал какой-то гнетущий эффект от всего происходящего, да и сам саундтрек стал более мягким и не выразительным.
I have no mouth and I must scream:
Вышедшая в 1995 году, эта игра основана на одноимённом рассказе 1967 года под авторством Харлана Эллисона. Игра являет собой графический квест и повествует о последствиях глобальной войны. Видите ли, во время конфликта, Россией, Америкой и Китаем были созданы три супер компьютера, способных вести войну на недосягаемом для человеческого восприятия уровне. Но однажды, один из них обзавёлся разумом и самосознанием, подчинил своей воле два оставшихся компьютера и в порывах неконтролируемой ненависти и презрения к людям, уничтожил всё человечество, за исключением пяти несчастных, которым компьютер сохранял жизнь на протяжении 109 лет, для бесконечных пыток и издевательств.
В самой игре присутствует пять персонажей, за каждого из которых нужно будет отправиться на испытание, которое деспот создал отдельно для каждого, исходя из их личных качеств, пороков или страхов со слабостями.
В каждом из миров напрямую или же скрыто будет присутствовать антагонист игры и следить за нами. Так, например, Бенни (бывший военный, превращённый в обезьяну) одержим голодом и постоянно хочет есть, но попробовав местной еды, она жжёт и вызывает адскую боль. Или у Элен страх перед замкнутыми пространствами и жёлтым цветом, поэтому компьютер отправляет её в пирамиду с узкими помещениями, где везде всё жёлтого цвета.
В каждом из приключений, нам предстоит выяснить историю каждого из персонажей, решать трудные и не очевидные загадки, путём прямого изучения и взаимодействия с миром, поэтому желательно почаще сохраняться, дабы избежать роковых последствий. Но ключевой механикой является нравственный выбор - некий поступок или действие, которое, по мнению компьютера, не совпадает с нашим героем.
Цель пройти каждую из историй, доказав компьютеру, что люди способны меняться и исправлять свои ошибки, что вызовет у машины системный сбой и он становится уязвимым. Это позволяет отправиться в его разум, чтобы наконец-то его победить.
Как и в предыдущих играх, здесь присутствуют хорошая и плохая концовка, но каноничной, как ни странно, является плохая, в которой машина-тиран наказывает нас, превращая навечно в бесформенного слизня, не способного навредить ни себе, ни окружающим, говорящий в финальном монологе фразу "У меня нет рта, но я должен кричать".
Забавный факт: к процессу создания игры и написания сценария приложил руку автор оригинального рассказа Харлан Элиссон. Он даже хотел, чтобы игра была максимально тяжёлой и непроходимой, о чём зачастую говорят пользователи всяких форумов, читая или смотря прохождения по этой игре. Может быть сама игра показана не такой жуткой и гнетущей, да и 32 битный саундтрек может показаться скорее забавным, но если самому вдуматься о самом происходящем, то становится немного не по себе. Пожалуй, тут больше стоит отдать должное оригинальному рассказу, считающимся одним из самых депрессивных и гнетущих в жанре фантастики, повлиявший не на одно произведение, в том числе и следующую игру в нашем списке.
Fallout:
Настоящий крёстный отец игр жанра РПГ в постапокалипсисе. Когда-то давно, в далёком 1997 году, когда целевой аудитории современных игр даже и в проекте не было, на свет вышла игра, ставшей культовой легендой, которая почитается фанатами до сих пор.
Игра погружала нас в по-настоящему жуткий мир, где события происходят в альтернативном ходе истории, когда случилась ядерная война и человечество спаслось, вовремя спрятавшись в номерных убежищах. Мы создаём нашего героя, настраиваем его характеристики и отправляемся в беспощадное и бескомпромиссное путешествие по выжженной радиацией Пустоши, которою заполняли простые поселенцы, жители городов, чудовища, бандиты, пережившие ядерный удар живые мертвецы и супермутанты.
История начинается просто: в нашем убежище из строя выходит чип по очистке воды и запас питьевой воды подходит к концу, поэтому Смотритель убежища отправляет нас на важную миссию - найти исправный чип. И на этом как бы всё. Перед нами стоит одна глобальная цель и игре, в общем-то, всё равно, как вы будете её достигать. Вы можете быть благоверным, помогая всем и каждому на своём пути, а можете превращать всех встречных в кучу ошмётков ради опыта и лута.
При этом, нельзя с пол пинка просто взять и разваливать врагов любым оружием, персонажу действительно необходимо этому учиться, поэтому не удивительно, что новички, решившие попробовать, что такое первый Fallout, погибают прямо в первой же пещере с крысами, так из неё и не выйдя. А какая была вариативность выполнения заданий? И каждый из наших статов кардинально влиял на прохождение. К примеру: лидер поселения просит нас спасти его дочь из заточения у рейдеров. Какие у нас есть варианты?
1) Прокрасться, незаметно взломать решётку и так же незаметно сбежать.
2) Переодеться в броню и при высокой удаче, тупорылые рейдеры принимают героя за отца их лидера, поэтому дальше не составит труда с ними договориться.
3) Договориться, непосредственно с самим лидером, убедив/выкупив девушку.
4) Бросить вызов вождю на дуэль без оружия.
5) Прийти в лагерь и перестрелять всех живых, желательно постаравшись уберечь заключённую.
А какие были в игре диалоги? Настолько глубоко проработанных и детальных диалогов ещё нужно поискать. При этом, варианты ответов зависят от полученных нами в ходе прохождения знаний. И даже опустив интеллект нашего персонажа до минимума, иногда можно вступить в высокоинтеллектуальные беседы с людьми, не способными и двух слов связать.
И самое главное, что никто не водит игрока за ручку, дотошно напоминая и разжёвывая всё за него. Игра требовательная к её самостоятельному исследованию и очень щедра к тем, кто готов с головой погрузиться в неё, даря незабываемый опыт и ощущения от происходящего. Чем детальнее игрок изучал мир, чем внимательнее читал диалоги, искал архивы с записями, то тем больше понимал, что же происходило с окружающим его миром и все факты собирались в один огромный клубок. Пейзажи бескрайней пустыни, руины разрушенных городов, заброшенные бункеры не раз вызовут ощущения какой-то тревоги от происходящего. Добавьте к этому жуткий, гнетущий эмбиент в качестве саундтрека, создающий впечатление, что ты нигде не в безопасности. И время от времени случались встречи с бандитами или мутантами, хотящими нас убить и обокрасть, или сожрать наше лицо, а затем убить.
Каким бы ни было ваше прохождение, но таймер, показывающий сколько дней до конца запасов воды осталось, заставляет напрячься и не задерживаться долго на одном месте. Но найдя чип - это будет только половина дела, потому что в финале предстоит столкнуться с настоящим чудовищем - Создателем. Просто представьте: вы идёте по тёмному коридору заброшенного убежища, находящегося под огромной церковью. Все стены и пол в ошмётках человеческой плоти, а в конце вас ждёт Создатель - машина, с натянутыми на неё останками некогда человека. Наполовину механический, наполовину органический монстр в лучших традициях тварей Лавкрафта, с замашками одного усатого австрийского художника, о главенстве высшей расы супермутантов. И даже это адское отродье игрок может не тупо убить, а уговорить его, ткнуть лицом (или что у него там) в его ошибки и убедить в том, что его план рухнул и не сработает, заставив уничтожить себя.
Но для этого нужно очень сильно постараться и не тупо тыкать в варианты ответов, надеясь на прокаченный навык красноречия. Забавный факт: Создателя озвучивал тот же актёр, что и Винни-Пуха из американской версии мультфильма. Живите теперь с этим. И по традиции, у игры есть два финала: плохой - довольно тревожная и продолжительная сцена, когда протагониста превращают в мутанта, а позже он с армией других мутантов штурмуют убежище, убивая и похищая местных жителей. Ну или каноничная "хорошая" концовка, когда нашего героя изгоняют из того самого убежища, ради которого мы всю игру рвали жопу. К счастью, жопу можно оторвать и Смотрителю, если у вас был перк "Кровавая баня".
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что игры делались действительно качественные и с душой. Разработчики не боялись экспериментировать и шокировать игроков. Этим играм не нужны тонны графония и они не следуют современным и новомодным течениям, они играют по своим правилам. Такие игры по-настоящему считаются реликтами и культовой классикой, к которым до сих пор можно прикоснуться и испытать на себе. Говоря голосом старпёра "А вот раньше было лучше".
Эй читатель. Да-да ты. Если тебе интересен отдельный и более детальный разбор каждой этой игры, то ты можешь оценить эту статью и подписаться на канал, чтобы не упустить ничего нового.
А на этом у нас всё. Любите хорошие игры, уважайте наш авторитет и следите, чтобы не сводило олдскулы.