В течение XIX века Испания стремительно деградировала как в экономическом, так и в политическом плане. От былого имперского величия у неё оставались лишь владения на Филиппинах и остров Гуам в Тихом океане, а также Куба и Пуэрто-Рико в Карибском море. Тем временем стремительно набирали силу Соединенные Штаты Америки, которые были совсем не прочь лишить испанцев последних колоний, сделав их своими.
Поводом для активных действий со стороны США стал взрыв на американском крейсере «Мэн», вследствие которого он затонул. Крейсер был послан к берегам Кубы, на которой вовсю шло восстание, «для обеспечения безопасности американских граждан». В гибели корабля США обвинили официальные власти Испании. И, соответственно, применили ответные меры.
Для начала американская военная эскадра, состоящая из четырех бронепалубных крейсеров и двух канонерских лодок, уничтожила ту часть испанского флота, которая находилась на Филиппинах. Потери американцев составили девять раненых моряков. Гуам был взят без боя, а затем началось планомерное выдавливание испанцев с самих Филиппинских островов.
Что касается Карибского моря, то Испания направила туда четыре броненосных крейсера и два эсминца. Командовал эскадрой адмирал Паскуаль Сервера. Совершив переход через Атлантический океан, испанцы столкнулись с невозможностью пополнить запасы угля. Они попытались сделать это на острове Мартиника, но встретили ожесточенное сопротивление французов и отошли, оставшись, ни с чем.
Всё же им удалось добраться до Кубы, за углем и провизией они зашли в глубоко врезавшуюся в остров бухту, на побережье которой располагался портовый город Сантьяго-де-Куба. Вот тут-то их и поймала американская эскадра, заблокировавшая выход из бухты. Надежно заперев испанские корабли, американцы перебросили на Кубу сухопутные войска, задачей которых было взять Сантьяго-де-Куба с суши.
К чести испанцев, вражескую атаку они отразили, причем потери американцев были довольно значительными. Адмирал Сервера выставил минные заграждения на входе в злосчастную бухту для того, чтобы американские корабли не смогли в неё зайти. В то же время моряков со своих кораблей он спустил на берег для строительства укреплений и участия в обороне города.
После этой победы, ненадолго воодушевившей испанцев, дела у них пошли не очень хорошо. В городе стала ощущаться нехватка продовольствия. А тут ещё командующий всеми силами испанцев на Кубе, маршал Бланко, решил, что гарнизон города справится и без помощи моряков Серверы. К тому же уход экипажей шести кораблей благоприятно скажется на ситуации с продовольствием в осажденном Сантьяго. В общем, Паскуаль Сервера получил приказ с боем прорываться в Гавану.
Испанский адмирал не испытывал иллюзий по поводу успеха в намечающемся сражении. Не смотря на то, что преимущество американцев не было столь очевидным: к моменту боя количество испанских кораблей сравнялось с численностью американской эскадры, испанские корабли были значительно слабее вооружены, а также имели более слабую броню.
К тому же занятые на суше в обороне испанские моряки не могли поддерживать корабли в должном состоянии. И это притом, что строгим порядком испанский флот вообще никогда не отличался. Единственным преимуществом испанцев была скорость их кораблей, которая была выше, чем у американских броненосцев. Поэтому Сервере оставалось надеяться, что его корабли не получат значительных повреждений от огневого контакта и сумеют оторваться от противника.
Американские корабли расположились полукругом прямо напротив прохода в залив. При выходе из бухты, между кораблями противников завязалась ожесточенная артиллерийская перестрелка. Испанские крейсера выбрались относительно благополучно и, действуя по плану, устремились к Гаване, стараясь уйти от американцев. А вот эсминцам повезло меньше, вернее не повезло совсем: охваченный пожаром «Фулон» взорвался и затонул, а «Плутон», также весь в огне сел на мель недалеко от берега.
В принципе испанские крейсеры лишь отсрочили участь своих миноносцев. За время нахождения в бухте Сантьяго, их днища обросли ракушками, что существенно отразилось на их скорости. В итоге американцы их догнали, однако бравые испанцы, дабы не отдавать свои корабли врагу – сознательно выбрасывали их на рифы.
По словам современников, это сражение отличалось крайне низкой точностью артиллерийского огня. Причем с обеих сторон. Но если американцам удалось фактически уничтожить испанские миноносцы и нанести потери экипажам всех кораблей испанского флота, то от огня испанцев погиб только один американец. Вот так, ценой жизни одного моряка, США уничтожили весь испанский флот, после чего Испания окончательно перестала быть империей и морской державой.
Уважаемые читатели, если вам понравилась статья - ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал!
Не стесняйтесь делиться своим мнением в комментариях.
Спасибо за внимание!