Есть у меня друг по жизни. Зовут его Марк Бэттеров. Это человек, с которым я могу не только содержательно говорить, но и содержательно молчать. Под коньячок разумеется
Ему повезло больше чем мне, он родился в очень приличной семье. Учился гораздо лучше меня и, как следствие гораздо лучше образован и эрудирован. Но речь не об этом.
Мы закончили школу, поступили в институт, болтались на танцах, клеили девочек или девочки клеили нас. Нам хотелось быть взрослыми. Жизнь была легка и весела.
Когда нам исполнилось восемнадцать, встал вопрос о службе в Советской Армии. Не то чтобы нас это пугало, но слегка напрягало. Ну что же там такое? Чёрт возьми! Что сказки, а что правда в рассказах, отслуживших ребят. Не узнаешь пока сам не увидишь.
У меня особого выбора не было, где находится «заднее крыльцо» я не знал и как крестьянский сын, должен был идти служить на общих основаниях. А вот у Марка вариант был. Его отец занимал по тем временам весьма уважаемую должность и обойти медицинскую призывную комиссию мог. Каким способом, это не нашего ума дела. Главное, что мог!
В тот день я зашел к Марку домой и совершенно неожиданно стал свидетелем его разговора с отцом.
– Что это?
– Повестка из военкомата
– Ты что, собрался служить в армии?
– Да.
– Послушай сынок, я знаю, как этого избежать. Надо ли тебе это? Терять два года? Зачем? Ради чего?
– Нет, пап, я не могу остаться, когда все пойдут.
У них не было скандала, там так не принято. У папы есть возможность отмазать сына от армии, но Марк сказал НЕТ. Значит разговор окончен. Марк, как и я отслужил положенное.
Тогда у нас был Царь Батюшка Михаил Меченый и он был против употребления спиртных напитков. Водку продавали покупателям старше 21 года. В связи с чем появилась шутка «18 лет – умирать за Родину можно, а водку пить нельзя» Но речь не об этом.
Года пролетели ровно так как говорила моя мама, вчера ты получил диплом, а сегодня ты готовишься праздновать пятидесятилетие. Марк никуда не делся. Жизнь его оказалась гораздо успешнее моей. Особняк за городом, строгая жена – Татьяна, дети красивые в маму и умные в папу, быстрые машины, быстрые девушки.
Молчать по пятницам мы не перестали. Старший сын Марка – Виктор, рос почти так же как мы, за исключением неприлично большого количества гаджетов. В связи с этим обстоятельством, Витя смотрел на нас как на динозавров. Потом поступил в очень приличный ВУЗ.
И я опять случайно стал свидетелем чужого разговора. На этот раз между Марком и Витей.
– Пап, дай мне сто тысяч рублей.
– Ого! Зачем?
– Я куплю военный билет.
– Нет, это исключено, по двум причинам, во-первых, это стыдно. А во-вторых тебя обманут. Деньги возьмут, а потом скажут, что ничего не получилось и надо еще сто тысяч.
– Отец, ты всегда говорил мне, что каждый мужчина должен служить в армии, я тебе верю. Но сейчас я на пятом курсе, и никто из моих товарищей не идет служить, они смеются надо мной. Называют дурачком. Мне обидно.
– Ни чего страшного я не вижу. Смеются? Да пусть смеются. Дурачком называют? Можно и правым в челюсть ответить, а можно просто развернуться и забыть. Делай как хочешь. Но в армию пожалуйста сходи. Отслужишь и все сам поймешь.
В той семье не принято скандалить. Виктор, без истерик, плюнув на все насмешки, отслужил положенное, сейчас вернулся, собирается женится. Над ним никто не смеется. И динозаврами он нас больше не называет.
Почему-то я уверен, в том, что, когда сыну Виктора исполнится восемнадцать, у него с отцом тоже состоится разговор. Я не знаю, какие слова они произнесут, какие аргументы будут приводить, о чем они будут спорить, но сын Виктора точно так же пойдет служить в Русскую армию.
Злые языки сейчас скажут мне: «Ни чего нового, тот же романтическо-сопливый сюжет эпохи социалистического реализма, все это мы уже видели».
Я тоже воспитан на классиках социалистического реализма. В фильме «Москва слезам не верит» есть очень неприятный персонаж – мать Рудольфа, в исполнении Евгении Ханаевой. Роль маленькая, но запоминающаяся. И главное, в этой роли фраза: «Времена всегда одинаковые»
Действительно, времена всегда одинаковые. Проблема, беда, катастрофа всегда рядом. Но мы ничего не хотим знать, мы беспечны и благодушны, Автокатастрофа, смерть, рак, СПИД, война это все не с нами, а с кем-то там, далеко. У нас все хорошо, солнышко светит, денежки бегут. Мы пригрелись в своих теплых трехэтажных норках. Но приходит день и жизнь вдруг ласково сообщает нам: «Вы не в меру расслабились, вот вам COVID 19».
Наступает момент выбора. Момент истины. Кто-то пугается, кто-то делает на этом политический рейтинг и деньги. А кто-то спокойно выполняет свой долг.
Так было и так есть и так будет. Потому что времена всегда одинаковые. Среди нас, среди наших отцов и детей всегда окажутся те, кто, не щадя живота своего будут оборонять Ташкент и те, кто пойдет туда где страшно, где можно получить вирус или пулю, где можно стать героем или просто неизвестным солдатом.
Вспоминая разговор Марка с сыном, я прихожу к выводу о том, что выбор, перед которым рано или поздно оказывается любой из нас, никак не зависит от богатства, уровня интеллекта, положения в обществе. Сильные духом остаются людьми, а те, кто оказался ни при чем…. потом расскажут нам как здорово они использовали открывшиеся возможности.