Уникальная узкоколейная железнодорожная линия, занесённая в ЮНЕСКО действует на востоке Индии. Судите сами:
- ширина пути 600 мм
- 6 зигзагообразных съездов
- две петли
- перепад высот более 2000 м!
Прибавьте ко всему этому потрясающие горные виды и аутентичные непальские деревеньки. Вам мало? Тогда, поехали!
От крупного города Силигури до затерянного в горах Дарджилинга всего 79 км. На джипе это расстояние можно проехать за пару часов. Но поезд едет целый день.
Вот схема.
Ещё и по старой доброй индийской традиции опаздывает и ломается по дороге. Опоздали, правда, всего на 2 часа. А поезд дорогой - порядка 1100 рублей стоит (18 долларов).
Большая часть пути идёт вдоль автомобильной трассы. Поезд постоянно её туда-сюда пересекает неистово гудя (переездов же нет).
Очень забавно это выглядит, едешь по дороге прямо на поезде :) А в городах и посёлках линия проходит прямо по жилой застройке. Прямо как трамвай. Гудит, все от него разбегаются.
Но самое прекрасное, конечно, горы. Они тут пока невысокие, но все радуют и всячески будоражат сознание.
Весь маршрут проходит только один поезд в день. Три раза в неделю ещё пускают дополнительный поезд на пол-пути до Курсеонга (и от Курсеонга до Дарджилинга). Эти поезда на обычной дизельной тяге. А вот на последнем участке от Гума до Дарджилинга весь день туда-сюда ходит поезд с паровозом.
Начинается маршрут на крупной узловой станции обычной железной дороги New Jalpaiguri. Станция находится на окраине Силигури - через неё проходит множество поездов, соединяющих восточный уголок Индии "Семь Сестёр" с центром страны. Можно уехать в любые крупные города: Дели, Калькутту, Мумбаи, Варанаси, Амритсар и другие.
У узкоколейного поезда отдельная платформа сбоку.
Чтобы поехать, нужно купить билет в кассе. Билет, кстати, довольно дорогой - 1100 рупий (столько же примерно рублей).
Вокзал Джалпайгури-Новый уже достоин внимания своими мозаиками.
Купив билет, вы приходите к поезду, и садитесь в такой маленький вагончик. Сперва не верится что такой маленький поезд - это не аттракцион, а полноценное транспортное средство.
Ощущение, что это что-то игрушечное.
Сперва поезд идёт по территории города Силигури. Параллельно до станции Siliguri Junction идёт ширококолейная тупиковая линия. Сюда приходят поезда, у которых Силигури - конечный пункт. По дороге ещё две станции, одна из которых в трущобах.
Первые километры едем по джунглям. Первая станция Ронтонг.
Но мы потихоньку выезжаем с равнины, и поезд карабкается вверх. На станции Тиндхария скрещение со встречным поездом и мини-магазинчик, где можно купить перекусить.
Голодные пассажиры сразу бегут туда и создают очередь.
Виды вокруг потрясающие! Где-то вдали долина, по ней проходит граница с Бангадешем. Территория которого видна из поезда.
И люди
Как я говорил, перепад высот тут 2000 м. Зубчатого рельса, как на узкоколейке Нилгири, тут нет. Зато тут применяется другая технология: зигзаги! Чтобы резко забраться в гору, в маршрут вставляется небольшой участок, по которому поезд поднимается задом. Затем уже на высоте поезд опять меняет направление и движется дальше.
Всего на всём маршруте 6 таких зигзагов! Перед каждым выбегает помощник машиниста и переводит стрелку.
Станция Курсеонг - такой же "зигзаг". Представляет собой тупик, в который поезд заезжает, чтобы потом выехать обратным ходом. Тут уже высота 1100 м, и непальское население.
Помимо зигзагов на линии ещё две петли! Когда поезд сначала едет под мостом, а затем - по мосту. Одна в середине маршрута, другая - почти у самого Дарджилинга.
На последнем участке Гум - Дарджилинг (7 км) ходят ещё и дополнительно туристические паровозы.
Стоит это очень дорого - те же 1100 рублей, за которые вы можете проехать всю линию, вы отдадите за 7-километровую прогулку туда-обратно. Зато поедете вот в таком полностью стеклянном вагоне.
-
Железная дорога проходит насквозь посёлков, поезд идёт прямо вплотную к домам. Невероятное ощущение!
Станция Гум - самая высокая станция - после него линия спускается. Сюда поезда приходят постоянно - вот на момент фото тут скопилось три состава! Справа за заборчиком - музей.
С конечной станции Дарджилинг открывается роскошный вид на Гималаи. В солнечную ясную погоду если нет дымки, можно увидеть даже Эверест! Но мне не очень повезло.
Есть и мини-депо музей паровозов. Здесь же стоит VIP-вагон "Гималайская принцесса", предназначенный для высокопоставленных гостей.
Полноценный бесплатный музей линии можно посетить на станции Гум, как раз той, что в 7 км не доезжая Дарджилинга. Если вы поедете на паровозе, то в программе как раз будет время на его посещение.
Вот такая узкоколейка. Надеюсь, вам понравилось. Напишите в комментариях о том, хотели бы вы тут прокатиться, мне будет приятно. Ну и подписывайтесь на канал, буду дальше писать про интересные места планеты.