Недавно президент Украины Владимир Зеленский провозгласил амбициозную задачу - создать новую авиакомпанию, национального авиаперевозчика, летающего исключительно на самолетах "Ан". Для этого даже планируется возрождение авиастроения Украины.
В целом, задача похвальная и полезная - легендарное предприятие получит крупный заказ, с возможностью встать на ноги, но есть неприятные нюансы. Возможно, Зеленский не знает об этом, он же президент, а не экономист.
Во-первых, что представляет из себя сейчас концерн "Антонов"? Это разваливающееся предприятие, которое давно потеряло лучшие кадры. Основная прибыль - это доходы от авиаперевозок и ремонт старых Ан-12. То есть надо еще научить зарабатывать на самолетах.
Заводы не заработают с нуля. Нельзя строить старые самолеты, а новые создавать некому. "Антонов" не конкурент Боингу, он не экономичный. Даже Международные Авиалинии Украины отказались от Ан-ов.
Во-вторых, новых самолетов уже давно нет. Можно поспорить и вспомнить про Ан-158 или -178, но это просто модификации Ан-148, который создавался еще в "нулевые". Есть небольшой Ан-132 в количестве ровно 1 шт. Плюс у "Антонова" никогда не было широкофюзеляжных пассажирских бортов. Сколько времени понадобиться на создание?
Мало создать самолет, надо еще предусмотреть поставку запасных деталей и сервис. Именно это стало главной ошибкой при продажах "Сухого СуперДжета" за рубеж.
Из этого лично я не вижу шансов для Украины хоть как то возродить свое авиастроение. Хотя история знает подобные случаи. Бразильские Embraer получили кредит доверия от президента страны, который обеспечил заказы на государственные нужды. В конечном итоге ребята заявили о себе и заняли определенную нишу. Но история эта без счастливого финала - их купили американцы и сделали филиалом "Боинга".
В словах Зеленского четко виден популизм. Да, это его мечта, но она не осуществима. Работать надо было лет 10-15 назад и работать с Россией.
Тогда еще были кооперационные связи, оставшиеся после распада СССР. Авиапредприятия России и Украины могли работать на одном языке и в едином русле. У наших стран был экономический подъем, не стоял вопрос импортозамещения.
Но спустя годы, спустя Майданы, Россия перестает полагаться на соседей, предпочитая развивать у себя производство и мощности. Например, мы создали у себя замену авиадвигателю ТВ3-117, который выпускается на "Мотор Сич".
Нужны ли нам украинские заводы? Нет, они старые и наверняка разворованы. Лучшее что там было - это специалисты, но кто хотел, уже давно в России.
Вот и получается, что не смотря на желание Киева, авиастроение Украины уже не возродить. Его надо создавать заново, но Россия уже в этом не помощник.