Всем доброго времени суток! Сегодня поработаем над вашими высшими ценностями.
В предыдущей статье мы говорили над осознанными и не осознаваемыми ценностями человека. Когда человек четко знает свои ценности , то у него в голове появляется четкое представление того , к чему он стремится . Появляется система действий. Итак , приступим.
Как исследуются ценности?
Все достаточно просто. Надо задать себе вопрос: "Чего я хочу , что для меня является ценным?". А затем берем в руки листок и ручку и начинаем последовательно писать производные вопросы:
- Для чего?
- Что я получу благодаря этому?
- Какой результат будет от того , что я получу эту ценность?
Например:
-Чего я хочу?
-Я хочу купить Мерседес
-Что произойдет , когда я куплю его?
-Я буду крутым
-Что произойдет когда я стану крутым?
-Меня будут уважать и любить
-Для чего мне уважение и любовь?
-Я хочу быть ценным человеком. Я хочу уважения и признания.
-А зачем мне нужно уважение и признание?
-Нужно. Я чувствую , что мне это просто нужно
И вот такими вопросами можно дойти по "ниточкам" до самого заветного и ценного. Можно заглянуть куда-то глубоко в себя и в этот момент понять, что действительно соединился с чем-то высокоценным внутри себя.
Из примера мы увидели , что ценность вовсе не мерседес , а как раз таки признание и уважение. Это действительно то , чего мы хотим.
Отлично , одну ценность мы разобрали , мы нашли её. Продолжаем по новой себя спрашивать:
-А что еще для меня ценно?
-Чувствовать себя хорошо
-А для чего это?
-Чувствую себя живым, когда у меня всё двигается и ничего не болит
Отлично (выявили, быть живым – терминальная(высшая) ценность)
И так далее. Вы должны четко понимать для чего вы это делаете.
Дальше , когда мы составили список ценностей. Их надо ранжировать, потому что есть действительно очень важные ценности, без которых никуда – это ценности, ради которых можно и жизнь отдать, потому что без этих ценностей жизнь почти бессмысленна.
После ранжирования , надо обратить внимание на три самых верхних. Потому что они действительно создают нашу жизнь. И после этого понять , что делать , чтобы получить эту самую ценность.
Берем, например, такую ценность, как свобода. Это действительное большая ценность для многих людей. И начинаем спрашивать двух людей, у которых ценность свободы – наивысшая ценность.
- Как ты понимаешь что ты свободен?
- Что должно произойти, чтобы ты почувствовал себя свободным?
Кто-то просто скажет, что он сам выбирает, что ему делать. кто-то скажет, что я должен видеть из окна большое свободное пространство. Кто-то скажет, что чувствует свободу, когда идёт с рюкзаком по лесу. Кто-то скажет, что это когда я могу не только сам выбирать свои действия, но и сам выбирать, какие я получаю эмоции. Кто-то говорит, что максимальную свободу ощущает во время медитации.
И вот теперь мысленный эксперимент. Берём всех этих людей и сажаем в камеру. Тот, для которого свобода – идти по лесу, умрет в этой камере. Он не сможет получить доступ к своей высшей(терминальной) ценности. Тот, который свободен в медитации, останется жив, ему всё равно. Конечно, не всё равно, на воле приятнее, но его свобода всегда с ним. А когда свобода с ним, его высшая ценность присутствует постоянно.
Человек умирает, но проработав вопрос: "Какие еще способы ощутить себя свободным для него доступны?", то он может найти адекватные способы, реализуемые в тюремных условиях, и перестать помирать.
Ответим на ряд вопросов:
- Что должно происходить в моей жизни , чтобы я почувствовал ценность?
- Что конкретно?
- Как часто?
- При каких условиях?
- Что я должен при этом слышать , видеть , чувствовать?
Это вопросы позволяют номинализацию, терминальную ценность, перевести в конкретные ощущаемые действия и состояния.
Когда мы такое делаем, то получаем очень мощный стимул к движению. Получаем четкое понимание, каким именно способом я могу быть счастлив. А человек, который реализует свои терминальные ценности, не может быть несчастлив. Мы получаем базовое состояние счастья. То есть то состояние , которое с нами ВСЕГДА!