Найти тему

Почему суда ниже ватерлинии красят красным

Вы наверняка обращали внимание что большинство судов ниже ватерлинии выкрашено в красный цвет. И многие задавались вопросом почему красный а не любой иной цвет выбран для этого?Сегодня мы расскажем Вам об этом. Присаживайтесь поудобнее и приятного просмотра вам!

Все началось с 1480 года. Уязвимость деревянных корпусов в подводной части стала очевидна, как только корабли стали совершать долгие плавания в тропических водах, то есть с началом Великих географических открытий. Ущерб от обрастания двоякий: во-первых, обрастание резко повышает шероховатость корпуса, а с ним и сопротивление, таким образом снижая ходкость. Во вторых, наросты способствуют гниению дерева и служат обиталищем организмам, разрушающим корпус, то есть страдает прочность.

Потери кораблей от обрастания были сравнимы со всеми другими видами потерь. Например, знаменитая «Золотая лань» Дрейка погибла не от шторма и не в бою, а от разрушения червем-тередо.

 «Золотая лань» — легендарный галеон Френсиса Дрейка
«Золотая лань» — легендарный галеон Френсиса Дрейка

Первым способом защиты корпуса была покраска и смоление. Но поскольку известные тогда краски были органическими, они препятствовали только гниению, но не обрастанию и не морским организмам. Последние, наоборот, приспосабливались питаться краской.

Следующим стала обшивка свинцовыми пластинами. Хотя свинец ядовит и потому эффективно противостоит обрастанию, он неудобен в установке, а главное дорог и весьма коррозиен, так как образует гальваническую пару с железными креплениями корпуса — гвоздями и болтами.

Наиболее распространена была дешёвая и доступная обшивка деревянной рейковой — наружный, тонкий слой корпуса, сделанный из мягкого дерева, приносился в жертву ради основных прочных досок. Разумеется, этот способ только отчасти отдалял проблему древоточцев и гниения, но никак не мешал обрастанию.

Далее эксперименты начались с медью. Первыми начали опыты с обшивкой медными листами англичане. Предложены они были ещё в 1708 году, но до практического применения не дошло.

Первым кораблём, в 1761 году получившим медную обшивку, стал фрегат HMS Alarm. В его журнале зафиксирована рекордная скорость 13 узлов, когда он только что вышел с верфи с новой обшивкой. К 1778 году медью обшивали уже довольно много кораблей в порядке продолжавшихся экспериментов. Именно медная обшивка отдавала красным оттенком в воде что и создавало вид красного днища корабля.

Обшивка днища корабля медными листами
Обшивка днища корабля медными листами

Вы наверное подумали о том , что в наше время можно добавить специальные защитные ингредиенты в краску любого вида и выбрать совершенно любой другой цвет помимо красного. Вы правы в этом. Но многие судовладельцы продолжают красить суда ниже ватерлинии красным цветом , чтобы почтить и сберечь древнюю морскую традицию.

-4