Найти тему

Дети одержимы телофоном и другими новыми гаджетами: хорошо это или плохо?

Оглавление

Сегодня на наших глазах растёт новое поколение, поколение "экранных детей". Конечно, это связанно с тем, что родители сами дают гаджеты своим детям с самых пелёнок. Ниже приведены последствия раннего знакомства детей с телефонами и планшетами, а так же приведён комплекс упражнений по безопасному использованию гаджетов детям и подросткам.

*фотография из открытого источника
*фотография из открытого источника
1. Последствия раннего воздействия гаджетов
2. Комплекс упражнений для детей и подростков

Последствия раннего воздействия гаджетов

Отставание в развитии речи

Это, казалось бы, безобидное занятие несет в себе серьезные опасности и может привести к очень печальным последствиям не только для физического здоровья ребенка (о нарушениях зрения, недостатке движений, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и для его умственного развития.

В настоящее время, когда созревает первое поколение “экранных детей”, эти последствия становятся все более очевидными.

Первая из них-это отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и учителя все чаще жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, говорят мало и плохо, их речь бедна и примитивна.

Специальная логопедическая помощь необходима практически в каждой группе детского сада. Как показали специальные исследования, в наше время 25% четырехлетних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 1970-х годов только 4% детей того же возраста имели речевой дефицит. За последние 20 лет количество вербальных нарушений увеличилось более чем в шесть раз!

Но какое отношение к этому имеет телевидение? Ведь ребенок, сидя за экраном, постоянно слышит речь. Разве насыщение звуковой речью не способствует развитию речи? Какая разница, кто говорит с ребенком-взрослый или мультипликационный персонаж?

Разница огромная. Речь-это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда ребенок не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он включен в диалог.

*фотография из открытого источника
*фотография из открытого источника

Причем, она включается не только слухом и артикуляцией, но и всеми своими действиями, мыслями и чувствами. Для того чтобы ребенок говорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и самое главное – в его общение со взрослыми.

Звуки речи, которые не адресованы лично ребенку и не подразумевают ответа, не влияют на ребенка, не побуждают его к действию и не вызывают никаких образов. Они остаются “пустым звуком".

Современные дети в большинстве своем используют слишком мало речи в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще они усваивают телевизионные программы, которые не требуют их ответа, не реагируют на их отношение и на которые он сам никак не может повлиять. Уставших и молчаливых родителей сменяет экран.

Но речь, идущая с экрана, остается немного осмысленным набором звуков других людей, она не становится “своей”. Поэтому дети предпочитают хранить молчание, говорить криками или жестами.

Однако внешняя речь - это лишь верхушка айсберга, за которой лежит огромный комок внутренней речи. Ведь речь-это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, регулирования и овладения своим поведением; это средство реализации своего опыта, своего поведения и своего сознания в целом.

Во внутренней речи совершается не только мышление, но и воображение, и опыт, и всякое представление, словом все то, что составляет внутренний мир человека, его духовную жизнь. Именно диалог с самим собой формирует ту внутреннюю форму, которая дает стабильность и независимость.

Если эта форма не развивается, если нет внутренней речи (а значит и внутренней жизни), то человек остается крайне неустойчивым и зависимым от внешних воздействий. Он просто не может иметь никакого содержания или стремиться к какой-либо цели. В результате возникает внутренняя пустота, которую необходимо постоянно восполнять извне..

Трудности в обучении чтению и восприятию информации на слух

Многим детям бывает трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удержать предыдущую фразу и связать отдельные предложения, понять, уловить смысл. Слышимая речь не вызывает у них образов и стойких впечатлений.

По той же причине им трудно читать – понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате они не понимают текст в целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать даже самые лучшие детские книги.

Дети, привыкшие или уже зависящие от гаджетов, часто говорят, что им неудобно читать. Частые и длительные игры на планшетах и айфонах формируют совершенно неестественную для чтения и письма динамику глазных мышц.

Ребенку трудно сфокусировать взгляд и удерживать его на объекте, который не движется, потому что глаза привыкли наблюдать за движущимися яркими объектами в играх.

Также наблюдается нарушение движений глаз при прослеживании линии слева направо и движения глаз с изменением на новую линию. Хаотичное движение предметов, которое используется в компьютерных играх, никоим образом не способствует формированию движений при прослеживании линии слева направо и сверху вниз.

*фотография из открытого источника
*фотография из открытого источника

Для того, чтобы обучение чтению и процесс чтения для ребенка были удобными и оптимальными, ребенок должен быть в состоянии перевести вид слева направо и быть в состоянии сделать это тщательно и тщательно на протяжении всего процесса чтения или записи. Необходимо сохранять внимание и управлять мышцами глаз. Дети, которые уже зависимы от гаджетов- "бегут" смотреть.

Расстройства аутистического спектра

Подмена и замещение человеческого способа общения в семье электронным суррогатом представляют значительную опасность, так как они нарушают нормальный код и алгоритм психического, социального, культурного и духовного развития детей. Юные пользователи электронных игрушек становятся самодостаточными, их нормальные потребности и мотивации в контакте с родителями и детьми ослабевают.

Постепенно взрослые утрачивают свою ведущую роль по отношению к психическому, речевому, эмоциональному, коммуникативному, социальному и духовному развитию и теряют способность влиять на поведение ребенка. Это является одной из причин значительного увеличения числа детей с проявлениями аутизма и расстройствами аутистического спектра (рас).

АСД постепенно превращается в” эпидемию " 21-го века. В 2006 году в России насчитывалось, "даже по самым осторожным оценкам, не менее 150 тысяч детей с аутистическими расстройствами", в 2011 году уже "не менее 250-300 тысяч детей с АСД в возрасте до 18 лет".

Внедрение гаджетов в жизненное пространство повлияло не только на формирование устной речи, но и привело к появлению особого типа письменной речи (СМС) без орфографических и синтаксических правил и форм вежливости, главной особенностью которых были краткость и минимум нажатий клавиш.

По мере взросления современные дети все чаще "слушают глазами“, читают SMS-сообщения и болтают, а также "разговаривают пальцами". Ведущие нейропсихологи свидетельствуют о неумолимо и вездесуще надвигающейся драме - "утрате родного языка современными детьми-носителями оси сознания".

Лишний вес

*фотография из открытого источника
*фотография из открытого источника

Маленькие дети не проявляют интереса к игре на свежем воздухе, поскольку они застряли на мобильных телефонах и планшетах. Наряду с этим, дети, как правило, едят много нездоровой пищи, не осознавая количество потребления. Это может привести к ожирению. Они не понимают этого на ранней стадии, но им, возможно, придется столкнуться с этим препятствием в жизни.

Неконтролируемое поведение и повышенная агрессия

*фотография из открытого иточника
*фотография из открытого иточника

Как правило, мы видим, что дети повторяют то, что они видят или слышат. Электронные гаджеты, такие как телевизоры, мобильные телефоны, ноутбуки показывают различные развлекательные шоу и многое другое жестокое. Даже дети вовлекают себя в серфинг нежелательных вещей, общаются в чате и многое другое. Это может привести к огромному влиянию на жизнь ребенка. Взаимодействие детей с социальными сетями и гаджетами резко повышает их агрессивность. С увеличением использования электронных вещей, невинный ребенок может стать жертвой самого себя.

Повышенные шансы развития рака

*фотография из открытого источника
*фотография из открытого источника

Излучение от электронных гаджетов является канцерогенным агентом, который может привести к возникновению онкологических проблем. Дети могут быть затронуты широко различными типами рака такие, как лейкемия, рак кожи, рак груди, рак брюшной полости.

Как же уменьшить вред от электронных устройств, что для этого надо сделать?

Во-первых, научитесь максимально сокращать использование телефона и других гаджетов до минимума. Вам следует четко выделить время, в течение которого вы не будете прикасаться к этим устройствам. В это время вы можете заняться другими делами: почитать книгу, организовать генеральную уборку, приготовить блюдо, которое вы собираетесь сделать уже как неделю, но всё никак не начнете, выучить новый язык или продолжить изучение старого. Не стоит полностью отказываться от гаджетов, главное научиться распределять время, если у Вас не получается организовывать свое свободное время, то можно заняться тайм-менеджментом.

Во-вторых, надо следить за положением, при котором вы сидите и играете, к примеру, в компьютер и не подносить телефон близко к глазам, что также относится и к планшету.

В-третьих, чтобы зрение не ухудшалось, глаза не слезились и не болели от длительного времяпровождения за электронными устройствами, надо начать делать зарядку для глаз. На неё уходит не слишком много времени, минут 5-15, главное выработать привычку.

– Глаза работают благодаря мускулам, а мускулы надо тренировать, – рассказывает врач-офтальмолог – Движения глазами лучше

делать утром или вечером, перед сном. Каждое упражнение повторяйте по 5-30 раз, начинайте с малого, постепенно увеличивайте нагрузку. Движения плавные, без рывков, между упражнениями полезно поморгать. И не забудьте снять очки или контактные линзы.

Вот несколько эффективных упражнений:

Упражнение №1

Шторки. Быстро и легко моргайте 2 минуты, это легкое упражнение, не требующее больших усилий, способствует улучшению кровообращения.

Упражнение №2

Смотрим в окно. Делаем точку из пластилина и лепим на стекло. Выбираем за окном далекий объект, несколько секунд смотрим вдаль, потом переводим взгляд на точку. Позже можно усложнить нагрузки – фокусироваться на четырех по-разному удалённых объектах.

Упражнение №3

Большие глаза. Сидим прямо. Крепко зажмуриваем глаза на 5 секунд, затем широко открываем их. Повторяем 8-10 раз. Это упражнение укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение, способствует расслаблению мышц глаз.

Упражнение №4

Массаж. Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхние веки, через 1-2 секунды снимите пальцы с век. Повторите 3 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.