Найти тему
Шамиль Субаев

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРОБЛЕМА ПРИЗНАНИЯ НЕПРИЗНАННЫХ И ЧАСТИЧНО ПРИЗНАННЫХ САМОПРОВОЗГЛАШЁННЫХ ГОСУДАРСТВ НА ПРИМЕРЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО П

На современном этапе развития человечества, по-прежнему остро стоят проблемы, связанные самоопределением наций и создания ими собственного государства в международном общественно-политическом пространстве в целом. Примером того, служат события, произошедшие в 2008 в Косово. Данный прецедент служил катализатором для других наций, которые мечтают о своем суверенитете, пойти по схожему варианту развитию событий. Ярчайшим тому подтверждением, являются события, которые проходили в Курдистане и Каталонии.

Подобный феномен отчётливо модно проследить на территории бывшего советского союза, к числу которых относится Нагорно-Карабахская республика (Арцах), Абхазия, Приднепровская Молдавская республика, Южная Осетия, а также, совершенно недавно в этот процесс вступили и Донецкая и Луганские народные республики. Абсолютно все данные государства имеют не признанный международный статус в мировом сообществе. Данный вопрос является актуальным, о проблеме международного признания независимости данных государств, поскольку, они являются активными участниками региональных процессов на территории бывшего Советского Союза, а поэтому их существование не может быть игнорировано.

Понятие термина «непризнанное государство», является условным, так как в современном международном-политическом учении нет единого толкования. Однако среди множеств определений непризнанного государства, можно встретить его обозначение в качестве государственного образования, которое лишено международной правосубъектности, но при этом обладает всеми другими признаками государства. Можно также встретить другие варианты трактовки, которые определяет это понятие как политико-территориальное образование, который имеет основные атрибуты государства, но без внешней легитимизации государственного суверенитета [6]. Наиболее полное определение дает политолог Ф. Попов, который обозначает его как политико-территориальное образование, имеющая достаточный набор государственных элементов и в это же время лишено полного или частичного международного дипломатического признания. То есть, де-факто, государство независимо, но де-юре, его не существует.

Феномен непризнанных государств возник после Второй мировой войны. ИХ появлением связанно с сосуществованием двух неразрешённых противоречий в нормах международного права. Так, существует право народов на самоопределение, которое зафиксировано в Уставе Организации Объединённых Наций, которые дает возможность каждому народу решать вопрос о форме своего государственного существования. Современное международное право признает данное право только за народами и нациями, но при этом нет общепризнанного разграничений между данными понятиями. Декорация ООН, «о принципах международного права» указывает, что формой реализации народом своего права на самоопределение выступает «создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству, либо объединений, или установлении любого другого политического статуса, которое было обречённо народом». Подобное право должно осуществляться мирным способом и при наличии согласия заинтересованных сторон, так как современное международное право, обязывает разрешать все споры исключительно мирным путём. Стоит отметить, что, хотя, как таковое право на самоопределение указанно в качестве цели данной организации, но в Уставе Организации Объединённых Наций содержится принцип территориальной целостности государств, которое обязывает их воздержание от угрозы силой или её применение против территориальной неприкосновенности государств. Из вышесказанного очевидно, что существование непризнанных государств, в том числе на территории бывшего Советского Союза, во многом взаимосвязан с этими двумя противоречащим друг друга принципам международного права.

В группу непризнанных государств, также можно отнести частично признанные государства. Это государства, которые не признаны Организацией Объединённых наций, но признаны некоторыми иными государствами, которые являются членами ООН. Их деятельность на международной арене, ограничена лишь в рамках правового поля государств, признавших их. На территории постсоветского пространства, это Южная Осетия и Абхазия, которых признали только Россия, Венесуэла, Науру и Никарагуа. Другие государства, такие как ДНР, ЛНР, Приднестровская Молдавская республика являются непризнанными, так как их независимость не признала ни одна страна, являющимся членом ООН. Появление Абхазии, Южной Осетии, Приднестровской Молдавской республики, Нагорно-Карабахской республики (НКР) явлюсь следствием распада СССР и существованием рядом межэтнический конфликтов, которые всё еще не могут урегулироваться. К примеру, Приднестровская Молдавская республика, в 1990 году, объявила о своей независимости, во время процесса «парада суверенитетов» в следствии развала СССР. Однако, только после вооруженного конфликта в 1992 она отделилась от Молдавии. Процесс, который проходил в НКР, был решен референдумом 1991 года, после которого она обрела независимость от Азербайджана. Однако, до сих пор, проблема НКР, сопровождается вооруженными конфликтами. В 1991 году, Верховный Суд республики Южная Осетия, принимает декларацию, о независимости о Грузии. В 1994 году, также, посредством референдума, Абхазия получила незначимость от Грузии. Что же касается, процесса, который происходил на Украине на давно, то в 2014 году, ДНР и ЛНР, провозгласили свою независимость от Украины, после смены власти и возникновения политического кризиса в стране. На данных территориях были приняты конституции, согласно которым они признаны суверенными и являются субъектами международного прав. Однако, как уже было указанно выше, все самопровозглашённые государства не обладают международным признанием со стороны большинства государств, являющимися членами ООН. Их территории, рассматриваются признанными государствами, как находящимися под суверенитетом одного или нескольких государств [3]. Как отмечают учёные, «государство существует не потому, что кто-либо признаёт его существование, а потому, что оно способно в течение длительного времени эффективно осуществлять на своей территории государственные функции». Можно согласиться с этим высказыванием, так как все вышеуказанные самопровозглашённые республики, кроме ДНР и ЛНР, существуют на уже длительное время. И на их примере, можно сделать вывод о том, что отсутствие междурядного признания, не мешает им функционировать. Основным источников выживания, данных государств являлось тестоне сотрудничество с соседними государствами, международными организациями и другими непризнанными государствами. Это является важнейшим источником существования данных государств. Стоит отметить, что остальные государства, кроме ДНР и ЛНР, входят в состав СНГ-2 - Содружества непризнанных государств на постсоветской территории, преобразованного в 2001 г. путём трансформации из Союза непризнанных государств. Основная цель данного объединения состоит в активизации сотрудничества и поиске эффективных путей их международного признания. Понятен тот факт, что в рамках объединения или по отдельности, но непризнанные государства постсоветского пространства так или иначе оказывают влияние, как минимум, на процессы регионального развития, а, учитывая, какую огромную роль отводит РФ постсоветскому пространству в своей внешней политике, значимость их самостоятельности как акторов мировой политики ещё более возрастаёт.

Немаловажным, является тот факт, что политические институты некоторых из них часто являются более успешными, в отличи от «материнских» государствах. Так в НКР, государственные институты выглядят намного успешнее, чем в Азербайджане. В Приднестровье они конкурируют с молдавскими, а в Абхазии подобные структуры были более эффективными, чем в Грузии. Стоит также обратить внимание, на демократичность в непризнанных республиках. К примеру, в Нагорном Карабахе глава республики переизбирался несколько раз, в отличие от Азербайджана, где произошла передача власти от отца к сыну. Что касается Абхазии и Южной Осетии, то в данном случае можно говорить о возникновении прецедентов передачи высшей власти через процедуру выборов – в Грузии же все президенты уходили со своих постов в результате силовых акций. Да и в целом, во всех странах СНГ-2 проведено по несколько избирательных циклов, произошла смена лидеров через выборы.

Из выше сказанного, можно сделать вывод, что самопровозглашённые республики бывшего Советского Союза, по некоторым критериям могут считаться полноценными государствами. В них действуют действующие институты публичной власти, функционирует собственная экономическая, политическая система. Но отсутствие признание со стороны международного сообщества, не дает им возможности проводить активную международную экономичную деятельность. Сюда можно отнести только получение гуманитарной помощи, как например проводила Российская Федерация в отношении ДНР И ЛНР. Поэтому, очень важен вопрос международного признания данных субъектов. Их непризнание негативно отразится на правовом статусе и возможностях.

Что же касается такого процесса, как признание, то обычно под этим понимается односторонний юридический акт государства, с помощью которого оно констатирует существование конкретного юридически значимого факта или ситуации в международном общении и считает их правомерными [5]. Для признания со стороны государств, входящих в состав ООН, то необходимо признание как минимум 9 из 15 членов Совета Безопасности. Однако любой постоянный член Совета Безопасности может наложить право вето на это решение, и тогда данный вопрос передаётся в Генеральную Ассамблею, где для принятия положительного решения необходимо набрать большинство в две трети. Одновременно, нужно учитывать тот факт, что ООН не обладает юридическими полномочиями признавать то или иное государство. Этот вопрос всё же относится к прерогативе независимых государств.

Всего выделяют два подхода применительно к самопровозглашённых государствам:

·формальный (международно-правовой);

·фактический (геополитический).

Формальный подход, это когда международное сообщество не признаёт права на существование подобных государственных образований. Они не являются субъектами международных правоотношений. Под фактическим подходом понимается активное участие непризнанных государств на международной арене.

При признании, очень часто рассматривается вопрос геополитический, который, в свою очередь строится на основе соображений признающие страны. Ясным является тот факт, что процесс международного признание является важнейшим для построения нового государства. Это позволяет государствам, со свей полнотой прав, суверенно участвовать в международных отношениях. Отсутствие признания данного государства, международным сообществом, ущемляет права граждан данного государства. Обычно, население данных государства поддерживают самопровозглашение своего государства. Однако, не смотря на обвинения власти самопровозглашённых государств, со стороны международного сообщества в сепаратизме, подрыве государственного строя они обладают сильнейшей поддержкой со стороны населения. В связи с этим, игнорировать данный факт нельзя.

Данную проблему не получиться решить путём совместного приговора с государством, от которого они хотят отделиться, в связи с тем, что мнение каждого из сторон разняться по данной проблеме. Основной причиной, того, что подобные проблемы длительное время не решаются, является отсутствие взаимного доверия и методов выполнения любых обязательств. В связи с этим, проблема решения самопровозглашенных государств, не только на территории бывшего СССР, но и по всему миру, является их международное признание. Другая проблема состоит в том, что в международных Нормативно правовых актах, отсутствуют критерии, по которым можно было бы признать самопровозглашённые государства, по которым, они в дальнейшем, могли бы получить полную правоспособность на международной арене. Но н смотря на это, данные государства существуют, и игнорировать данную проблему долго нельзя.