Обман шефом своих работников считается достаточно распространенным явлением. Недобросовестные действия начальника, связанные с обманом работников, можно условно разделить на следующие категории:
1) Ложь с целью наживы. Штрафы за несуществующие провинности и отказ платить работникам заработанные деньги приобрели размах настоящего бедствия. Появился целый класс руководителей, изначально намеренных обмануть на зарплату работника. Причем это явление затронуло не только частный бизнес, но и государственные предприятия, где местечковые руководители низвели своих работников до уровня бесправных холопов. С попустительства контрольных органов, принудительные сборы на «общак» и недочисление всех положенных надбавок к окладу работников уже давно стали нормой.
2) Тщеславная ложь. Чувство собственного превосходства над другими людьми требует постоянной подпитки со стороны окружающих. Зависимые работники оказываются идеальными объектами для беспочвенных оскорблений, гонора и понтов (завышения реального статуса). Наиболее ярко это выражено у начальников с южной ментальностью.
3) Вынужденная ложь. Нередко начальник обманывает своих работников под давлением разнообразных обстоятельств. В обычном режиме, такой шеф может вести себя как порядочный и справедливый начальник. При работе в условиях кризиса или аврала руководитель пытается удержать контроль над ситуацией с помощью импровизированной лжи. Пользуясь доверием подчиненных, он раздаёт своим работникам заранее невыполнимые обещания: повышение зарплат, карьерный рост и т.д. В условиях задержек зарплат или повышенных нагрузок начальник за счет обмана выигрывает некоторое время, сохраняя в подчиненных мотивацию к работе. Но после он неизбежно жертвует своей наработанной репутацией.
4) Ненамеренная ложь. Бывает так, что начальник сам оказывается введённым в заблуждение и перетранслирует чужую ложь подчиненным ему сотрудникам. Даже когда ложь разоблачается, многие начальники предпочитают не признавать прилюдно своей ошибки и продолжают публично придерживаться ошибочной позиции.
5) Ложь по глупости. Иногда руководитель может соврать сотруднику без всякой моральной или материальной выгоды. Шефы-жулики часто врут по привычке, а непутёвые начальники-мажоры врут со скуки.
6) Ложь в виде шутки. «Своеобразный» юмор начальника способен поставить рабочий коллектив в тупик. Становится непонятным: шутит босс или обозначает факты, которые имеют место быть. Восприятие шутки в виде правды и наоборот нередко нарушают рабочие процессы и даже приводят к увольнению грамотных специалистов.
Заранее доминирующая позиция начальника принуждает простых работников подстраиваться под любые властные поступки босса. Каждый сам решает, как ему поступить в случае обмана со стороны человека, от которого зависит его карьерное и материальное благополучие. Правильная стратегия поведения может быть реализована только при наличии у человека таких составляющих, как выдержка, богатый жизненный опыт и умение брать на вооружение опыт других людей.