Воспоминания моей бабушки. Текст и орфография автора (кроме опечаток, конечно)
Вскрытие гробниц обернулось полным конфузом для церковников, поскольку никаких зримых человеческих мощей не было. В одной гробнице обнаружили кости ноги лошади, в другой – голеностопный сустав ребенка, а в третьей – локтевой сустав женщины и тому подобное.
На прямой вопрос священнослужителям - Какие же это мощи? - последовал хитрый ответ – Князей Ромадановских привозили изрубленных в боях и поэтому клали в гробницы все, что попадало под руку.
Ответ этот вызвал смех у всех жителей поселка.
Комсомольцы нашли повод для разоблачения аморального поведения священника села Барско-Татарово отца Ивана. Этот божий служитель безбожно пил. И однажды осенью был обнаружен мертвецки пьяным в одном из оврагов около местной больницы. Комсомольцы выстригли ему половину головы, половину усов и бороды. Среди церковников разразился скандал. Священник стал посмешищем всего народа. Церковное начальство спешно перевело пьяницу в какое-то другое место.
Прерву свое повествование следующим рассуждением. Сейчас, вспоминая пережитое, ловлю себя на мысли: а всё ли мы, комсомольцы Мстеры, делали правильно, приносили ли мы пользу общему делу строительства новой жизни? И ответ на этот вопрос всегда однозначен: Да. Мы были уверены в своих действиях, мы сознательно поддерживали все без исключения мероприятия Советской власти, все призывы Коммунистической партии, ибо мы воочию видели положительные результаты перестройки человеческих отношений, понимали, как трудно идет этот процесс.
Наше образование не позволяло нам видеть далекие горизонты развития общества, но вера в светлое будущее никогда не покидала, а воодушевляла на практическую работу. И наш энтузиазм широко использовали советские и партийные органы. Мне, в частности, пришлось быть и уполномоченной по хлебозаготовкам, и пропагандистом по мобилизации финансовых средств для государства, и организатором по выборам сельсоветов, и контролером работы кооперативов, мельниц, других важных объектов. О некоторых случаях при выполнении этих поручений я продолжу свое изложение.
Зимой 1920 года меня и двух моих подруг – Дусю Дикарёву и Лену Артемичеву послали помогать финагенту собирать денежные средства в деревню Раменье. Называлось это в то время – мобилизация средств для Советской власти. Проводилось это по мере острой необходимости, четкой периодичности не было. На все крестьянские хозяйства сельсовет заранее начислял определенную сумму денег, причем упор при этом делался на зажиточные кулацкие хозяйства.
Решение о сдаче денег принималось обычно на общем собрании всех крестьян определенной деревни, нов в любом случае, собрать деньги, причитающиеся с каждой деревни, было делом не простым. Многое зависело от добровольного согласия крестьян, поэтому в помощь местному финансовому работнику и выделялись агитаторы. Такими агитаторами в данном случае и являлись мы – молодые комсомольцы.