На данной гравюре изображен подвесной мост между провинциями Хида и Эттю. В ней сочетаются элементы как восточного, так и западноевропейского искусства: облака изображены в разных манерах (как традиционно-японской, так и в западной); в изображении используются некоторые «западные» идеи в области перспективы, но в остальном оно следует традициям китайской пейзажной живописи (например, в части низкого горизонта). До нашего времени этот мост не сохранился.
Мост через реку Яхаги был построен из дерева и глины в 1601 году и неоднократно перестраивался после разрушительных наводнений. Длиной 380 метров, это был самый длинный мост на дороге Токайдо, соединявшей Эдо и Киото.
Толпа на мосту смотрит на лучников, выпускающих стрелы в цель (название моста и означает слово «лучник»). Любопытно, что товарный знак и имя издателя этой серии гравюр - Нисимурая Ёхати - изображены на зонтиках из вощеной бумаги и загородке для лучников.
В последний раз мост был перестроен в середине ХХ века. Сейчас в этом районе расположен город Окадзаки префектуры Айти.
А это уж точно самый скромный в серии гравюр мост.
На самом деле гора Тэмпо – это искусственный холм, появившийся в результате работ по углублению русла реки Аджи (Йодо), проведённых в Осаке в 1831-32 гг. в целях защиты от наводнений и улучшения судоходства. Изначально высота горы (так её будем назвать и впредь) составляла около 20 метров. Рядом с ней был построен маяк, чайные домики и магазины, посажены сосны, дубы, ивы, и вишневые деревья. Гора стала любимым и модным местом для экскурсий и пикников жителей Осаки. Следовательно, появился и спрос на гравюры с её изображением.
Надпечатка на гравюре «Изображение Осака по особому заказу» позволяет предположить, что эта гравюра была допечатана вдогонку к основному тиражу серии, на волне интереса японцев к новому модному месту Осаки.
После падения сёгуната Токугава часть горы была взорвана, чтобы установить артиллерию для защиты реки. В ХХ веке чрезмерное использование подземных вод повлекло оседание почвы, в итоге высота горы сейчас составляет 4,53 метра. Одно время её стерли с географических карт, но статус горы был восстановлен в связи с протестом местных жителей. Сейчас официально признано, что это самая маленькая гора Японии. Любой желающий может забраться на Тэмпозан и за небольшую плату (100 йен) получить от «Общества Экспедиций на гору Тэмпо» специальный подтверждающий сертификат. Рядом находится парк развлечений с аквариумом и колесом обозрения, так что славу места развлечений этот район сохранил до сих пор.
Арасияма – это исторический район на западной окраине Киото. Достопримечательностей здесь очень много – живописные сезонные виды гора Арасияма (особенно в начале апреля - цветение сакуры, и во второй половине ноября - разноцветная осенняя листва), прекрасная бамбуковая роща, храм дзэн Тэнрюдзи (первый среди "Пяти Великих Храмов Дзен" в Киото) и многое другое. Арасияма переводится как «Гора Бурь» и именно так она была упомянута в своё время в путевом дневнике у поэта Басё:
Печально!
Каждый станет ростком бамбука – таков
Удел человека.
Гора Бурь – Араси.
В бамбуковой чаще ветер
Тропу проложил.
(перевод Т.Л. Соколовой-Делюсиной)
Мост Тогэцу-кё ("Мост Лунной Переправы" или "Мост, пересекающий Луну") занимает достойное место среди достопримечательностей Арасиямы. Свое название он получил в 1272 году от императора Камэяма, который однажды, увидев его одной безоблачной ночью, заметил, что свет луны будто проходит через мост.
Из старинных источников известно, что первый мост в этом районе был красно-оранжевого цвета (цвет киновари), размещался на 200 метров выше по течению и назывался мост Хорин-дзи. Он вёл прямо к храму с одноименным названием, посвящённому божеству Кокудзо, олицетворяющему Мудрость и Память. Построил его в IX веке настоятель этого храма Митимаса.
В 1606 году Тогэцу-кё был отстроен заново богатым торговцем Сумикура Рюи на том месте, на котором мы его видим и сегодня. Нынешний вариант моста (1934 года постройки) имеет 250 метров в длину и до сих пор сохраняет исторический внешний вид, несмотря на ремонт с частичным использованием стали и бетона.
Мост часто используется в исторических фильмах. Это также популярное место для кормления карпов кои, которые живут в реке. Кроме того, это важное место для местных детей – именно в здешнем храме они проходят обряд посвящения и получают благословение, после чего они должны пройти по мосту, причем ни в коем случае не оглядываясь.
Виды Арасиямы - тема очень популярная в пейзажных гравюрах и можно найти немало удивительных работ с изображениями её окрестностей:
На гравюре также виден водопад Тонасэ. Именно ему посвятил хайку великий поэт эпохи Эдо - Бусон:
Нитку воды
Прямо с луны перекинул
В реку Кацура.
(перевод Т.Л. Соколовой-Делюсиной)
И в заключение - несколько старых и современных фотографий Арасиямы: