С 1 января 2020 года вести электронную трудовую книжку в России можно в электронном виде. Все манипуляции с электронной трудовой книжкой будут в ведомстве Пенсионного Фонда РФ (далее - ПФР).
Переход на электронные трудовые книжки проводит Министерство труда РФ в качестве эксперимента. Переход будет проводиться в течение 3 лет, в период с 1 января 2020 по 31 декабря 2022 годах.
Рассмотрим основные моменты, которые надо знать работникам об электронной трудовой книжке:
Первое. Предоставить сведения о трудовой деятельности своего сотрудника работодатель может через Кабинет страхователя на сайте ПФР, обратившись к специализированному оператору связи, или в отделении ПФР по месту жительства.
Второе. Посмотреть сведения своей электронной трудовой также можно через Личный кабинет гражданина на сайте ПФР, на портале Госуслуг, или воспользовавшись специальным приложением для смартфонов.
И третье. По данным электронной трудовой книжки, можно получить бумажную выписку. Ее дает нынешний или бывший работодатель с последнего места работы, управление ПФР или многофункциональный центр госуслуг (МФЦ). Правила действуют во всех субъектах нашей страны.
Расскажем о правилах перехода на «цифру».
Переход на цифровой формат трудовой книжки является добровольным. Тем, кто хочет перейти на цифровой формат, надо до 31 декабря текущего года написать письменное заявление по месту работы в произвольной форме о ведении трудовой в электронном виде или о сохранении ее бумажной формы. Выбрав электронную трудовую книжку, на руки вы получите бумажный вариант с записью о сделанном выборе.
Бумажная трудовая книжка при этом не теряет своей силы, и продолжает использоваться, наравне с электронной. Потому что в бумажной трудовой содержатся сведения о вашем стаже в период до 2020 года. В электронной же версии будут записи, начиная с 2020 года.
У тех, кто впервые устроится на работу в 2021 году и позднее, трудовая будет только в электронном формате, без бумажной.
Какие же главные плюсы и минусы электронных трудовых книжек?
Цифровой формат трудовой книжки может напрячь работодателя. Потому что, во-первых, при увольнении сотрудник может не выйти в последний рабочий день на работу, чтобы забрать бумажную трудовую, и не закрыть все долги перед фирмой, как это было ранее. Во-вторых, работодатель теперь не может быть уверен в том, что сотрудник работает только у него одного, и что его уволили с предыдущего места работы.
С другой стороны, оптимизация работы кадровиков может способствовать тому, что вместо прежней бумажной волокиты эйчары появившееся свободное время начнут тратить на проведение бОльшего числа собеседований с кандидатами на трудоустройство, и у бОльшего числа соискателей появится шанс устроиться на хорошую работу.
Для работника электронная трудовая книжка может сэкономить немало времени и сил на поиск и обхождение всех бывших мест работы в случае потери бумажного варианта, тем более, если некоторые из бывших работодателей закрылись или были признаны банкротами.
Существенный минус перехода на «цифру» связан с тем, что возрастает риск потери персональных данных вследствие хакерского взлома цифровой системы или компьютерного сбоя, и вообще любых мошеннических действий, связанных с этой темой.
Мне одной интересно, почему переход на электронные трудовые книжки совпал с массовым переводом людей на удаленную работу?