"Реальность без закона" в области психоанализа и неврологии.
В этой статье мы рассмотрим некоторые концепции Лакана о связи психоанализа с наукой. Различие, которое Лакан констатирует между реальным для науки, которое будет полностью регулироваться законами, и реальным для психоанализа - "реальное без закона" - рискует привести к неисчерпаемому разрыву между этими двумя областями. Однако, как показывает статья, разделение между психоанализом и наукой не является той позицией, которую отстаивают Фрейд и Лакан. Действительно, последние открытия в области неврологии бросают вызов традиционному представлению о реальном для науки, приближая его к реальному "без закона", который характеризует психоанализ. Восприятие реальности для науки как реальности, открытой для непредвиденных обстоятельств и не полностью управляемой законами, является первым необходимым шагом к новому союзу между психоанализом и наукой.
Введение
С 1990-х годов некоторые видные неврологи, такие как Джеральд Эдельман, В. С. Рамачандран, Антонио Дамасио и другие, начали проявлять интерес к приближению к психоанализу и неврологии. Исследования, проведенные этими учеными, привели к созданию Ассоциации нейропсихоанализа - международной сети некоммерческих организаций, поддерживающих диалог между нейронауками и психоанализом.
Даже если те, кто больше занимается лаканским психоанализом, склонны более подозрительно относиться к аппроксимации между психоанализом и неврологией, этот сценарий в последнее десятилетие меняется, поскольку некоторые лаканские психоаналитики и философы ведут весьма плодотворный теоретический диалог между некоторыми экспериментальными открытиями в области генетики и неврологии и некоторыми теоретическими концепциями лаканского психоанализа.
Эта статья призвана внести свой вклад в дискуссию между лаканским психоанализом и неврологией, обсуждая конкретный момент концептуальных основ лакановских теорий о науке. Если разница, которую Лакан констатирует между реальным для науки, которая полностью регулировалась бы законами, и реальным для психоанализа - "реальным без закона" - рискует рассматриваться как основа для неисчерпаемого разделения между этими двумя областями, то мы попытались показать, что полное разделение между психоанализом и наукой никогда не было позицией, которую защищали Фрейд и Лакан.
Психоанализ и естественные науки
Развитие психоаналитической теории Фрейда часто было связано с некоторыми понятиями или метафорами, которые он взял из естественных наук, что оказало сильное влияние на его мышление. В противном случае, вдохновение Лакана в структурализме Леви-Стросса и Зауссура внесло решающий вклад в то, чтобы дать лакановскому психоанализу собственный эпистемологический словарь, который отошел от натуралистических влияний (Безерра, 2013). Хотя Лакан интересовался поведением животных и биологией в первые годы своего учения, этот интерес был в противоположном направлении натурализма, присутствовавшего в некоторых постфрейдистских психоаналитиках. В отличие от адаптационной перспективы, присутствующей в натуралистическом вдохновении большинства постфрейдистских авторов, для Лакана человеческая субъективность - это нечто, что возникает как эффект символического порядка, представляющий собой отрыв от непосредственного плана природы.
Однако, если бы учение Лакана было четко обозначено антинатуралистической перспективой, мы не могли бы сказать, что он поддерживает идею о том, что психоанализ должен иметь антинаучную позицию. Мы знаем, что Фрейд считал, что мировоззрение (Weltanschauung) психоанализа должно быть не чем иным, как научным. В конце конференции вопрос о Велтаншаунге Фрейда гласит, что..: "На мой взгляд, психоанализ не способен создать свой собственный Weltanschauung". Психоанализ не нуждается в нем, он является частью науки и может придерживаться научного Weltanschauung".
В том же направлении Лакан категорически осуждает тех, кто утверждает, что психоанализ должен стоять в позиции экстернальности по отношению к научной области: "Мы говорим, вопреки тому, что было придумано на предполагаемом разрыве Фрейда с ученым своего времени, что именно этот же ученый заставил Фрейда, как показано в его трудах, открыть путь, который навсегда останется его именем". Мы говорим, что этот путь никогда не покидал идеалы этого ученого, поскольку он так называется, и что знак, который он приносит в виде, не является условным, а существенным".
Для Лакана отношения между психоанализом и наукой основываются на эпистемологическом разрыве, вызванном появлением современной науки, которая способствовала радикальной трансформации в современном понимании субъекта, что было необходимо для появления психоанализа.
Подробнее об этом "споре" между учениями Лакана и Фрейда во 2 части уже завтра!