Неспешно развивается проект создания нового каспийского порта в г. Лагань (Республика Калмыкия).
Разработка проекта морского порта Лагань, который, пока чисто теоретически, может рассматриваться в качестве альтернативы астраханским портам, была включена в план мероприятий Индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2020-2024 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. № 992-р.
Причем властям соседней республики удалось отстоять важную формулировку обоснования проекта: "строительство морского порта Лагань в настоящих условиях имеет для России геополитическое значение, поскольку создается с целью интеграции транспортного комплекса Республики Калмыкия в мировую транспортную систему за счет участия в формировании международных транспортных коридоров", - указывается в документе.
Бюджет создания морского порта в Калмыкии, обозначенный в плане мероприятий программы, составляет 41,3 млрд рублей.
Впрочем, это не все необходимые затраты.
Проект связан также связан с планом строительства железнодорожной линии Улан Хол - Зимовники, которая поспособствует организации нового транспортного коридора с учетом планируемого строительства порта в г. Лагань. Бюджет этого проекта составляет 70 млрд рублей.
Напомним, что принятие решения о строительстве морского порта в г. Лагань на основе подготовленного ходатайства о намерениях инвестирования в строительство входит в утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2019 г. № 1365-р план мероприятий по реализации Стратегии развития российских морских портов в Каспийском бассейне до 2030 года (хотя и не входит в саму Стратегию, утвержденную в 2017 году).
По всей видимости, имеется и некоторая определенность с российскими и зарубежными инвесторами.
Безусловно, мотивированная на развитие региональная власть будет всеми силами будет стараться "монетизировать" существующие преимущества географического положения региона. Если есть возможность построить крупный незамерзающий морской порт с более коротким плечом перевозок и более высокой доступностью (всесезонность, отсутствие затрат на дноуглубление, больший дедвейт обслуживаемых судов), - регион будет этого добиваться.
«Если это осуществится, это будет победой для Калмыкии», - сказал на этот счет глава Калмыкии Бату Хасиков.
Немаловажно и то, что порт Лагань является элементом проекта «Евразия», который имеет не просто региональный экономический, а международный геополитический контекст.
Не стоит торопиться и сбрасывать этот проект со счетов. Как минимум, его стоит вписать в список потенциальных «рисков» для функционирования астраханского МТК «Север-Юг».
"Умная Астрахань" - самый осмысленный новостной Telegram канал про #астрахань #астраханскаяобласть. Политика и экономика, наука и цифровые технологии, инновации и инвестиции.
#умныйгород Астрахань - здесь! @ astrakhansmart / https://ttttt.me/astrakhansmart https://tlgg.ru/astrakhansmart https://t.me/astrakhansmart