- 26.05.2019
- ДОСТУПЕН ПЕРЕВОД:
Знаки и символы были в человеческом обществе изначально. Они же есть и сейчас в современном мире, причём независимо от того, что большинство людей не понимают их значения и силы того влияния, которое они оказывают.
А. Новых «АллатРа»
Кто мы, откуда и куда идём? Зачем мы здесь? В чём смысл человеческого бытия? Такие вопросы сопровождают каждого человека всю жизнь. Люди стремятся найти ответ, исходя из внутренних ощущений. Кто-то находит ответы в религии, кто-то начинает искать смысл в окружающем видимом трёхмерном мире, следуя принципу «дом — полная чаша», другие подхватывают новомодные идеи у какого-нибудь популярного современного или не очень философа. Сознание подменяет порыв души, предлагает такое множество вариантов — зачастую фальшивок, и человек ищет нечто, тратит на поиск своё драгоценное время и внимание, а когда приходит к цели, то чувствует, что это не то, что он на самом деле искал… А подсказка может быть рядом.
Храм
Когда я была ещё совсем маленькой, мне помнится наш деревянный храм в строительных лесах. По уникальной и спорной технологии реставратора Попова, взявшегося реставрировать храм в конце 80-х годов, его сначала разобрали полностью, а потом собрали заново с заменой подгнивших венцов. В раннем детстве я запомнила его именно из-за внимания, которое уделяли процессу реставрации взрослые, из-за сетки лесов, что окружала это огромнейшее здание в центре села. И помню, как постепенно убывали венцы, а потом начали прибавляться. Реставрация заняла несколько лет, а детскому уму казалось, что это целая вечность, весь этот долгий процесс уже данность.
Как данность воспринимался и сам памятник. Мы смотрели на него, впитывали форму как естественную и даже стереотипную для моего сознания. Попроси нарисовать просто деревянный храм, конечно, я изображу его могучим, шатровым и высоким, как наш, с детства привычный, хотя давно знаю, что шатёр на храмах стал уже скорее нетипичным после, так называемых, никоновских реформ в православии XVII века.
Из истории нам известно, что в XVII веке был проведен патриархом Никоном ряд церковных реформ, часть которых касалась культового строительства. С целью большего следования византийским канонам, отныне предписывалось возводить церкви «о пяти верхах, а не шатром».
Шатёр, как форма, берёт своё начало задолго до принятия христианства на Руси. И в культовых постройках, и в мирских люди стремились сохранить древнюю традицию, несмотря на запрет и жёсткие наказания. Порой прятали шатёр за многочисленными главками, сооружая общий пирамидальный силуэт.
Легче всего сохранять традицию было в отдалённых глухих северных местах. Благодаря упорству зодчих и их знаниям о влиянии формы предметов на окружающее пространство и сохранилась эта архитектурная традиция до наших дней.
Но, до недавнего времени, я совершенно не задумывалась, почему строили именно так. В глуши Русского Севера, где население проживало немногочисленное, куст деревень собравшись, вдруг выдали в мир сорока трёх метрового гиганта, чуть больше половины которого занимает шатёр… Помните сказку, где упоминается огромный богатырь, ушедший в землю по плечи, на земле видна одна голова? Это про наш храм, высокий шатёр, как шелом.
(Шело́м — разновидность шлема. Использовался в Средние века на Руси и в Азиатских странах. Отличительной чертой является высокая сфероконическая форма с обратным изгибом конической части).
Где-то слышала про задокументированный подход обычных сельских умельцев-зодчих при строительстве храмов — приблизительно описывали желаемый вид, а в остальном действовали согласно чувству меры. То есть, чтоб красиво было и гармонично для глаза. И мне думалось, что примерно так строился и наш. Нам говорят о символике поверхностно, и часто ограничиваясь указанием ориентации алтаря на восточную сторону света (где солнышко встает), высоту строения, как устремление ввысь (в ассоциативном смысле), ну и крест… Остальное без объяснения воспринимается, как полёт чьей-то творческой фантазии, ну или перенимание-заимствование прослеживается, по типу «как у соседа» построено. И как-то не приходит в голову, что слишком много совпадений в строительной традиции, сохранившейся на огромной территории...
Знания
Немного расскажу о наших краях. Первое упоминание о поселении и о храме (другом, более раннем) относится к 1626 году. Места наши тихие и труднодоступные, удалённые от центральной части и её власти, были удобной местностью для староверов. Как узнала, до не слишком отдаленного времени их проживало здесь много. Возможно, этот факт повлиял на строительство храма по «старому образцу».
Вот что пишет в статье Лапина Г.Н., библиотекарь Уфтюжского дома культуры:
«…Между тем, подобные шатровые церкви строить на Руси было запрещено после церковной реформы патриарха Никона. В те времена храмы должны были строиться 5-главыми. Однако строительство этого храма – памятника Дм. Солунскому – специально разрешил епископ В. Устюгский и Тотемский Иоанн. И вот вместо ранее построенной обветшалой девятиглавой церкви Дм. Солунского прихожане в 1875 г. строят новый храм, о котором так написал летописец: «Церковь та вельми чудна высотою, красою и светлостью…»
Впрочем, «чудна высотою» была и есть не только эта церковь. Строили удивительные высокие храмы на Севере повсеместно. В статье исследователя Николая Телегина «Русское деревянное зодчество. ШАТРОВЫЕ ХРАМЫ», кроме всего прочего, есть мнение о том, что прототипом древнерусского деревянного зодчества была башня, в древности которую называли «вежей», а с XVI века — «костром» и «столпом») и это интересно, потому, что древнерусское слово «вѣжа» означает «знающий, сведущий», то есть по сути «башня, несущая знания».
«В Евангелии от Матфея (в главе 16 стих 13-26) сохранился сюжет, который формировался на основе реальной истории. Только главным её героем был не Пётр, а Мария. Иисус как-то спросил своих учеников, за кого они Его почитают, то есть кем считают. Ученики отвечали, что за Учителя. И лишь Мария, поняв, что в тот момент вопрос исходил от Сущности Его, ответила «Ты — Иисус, Сын Бога». И тогда Иисус сказал ей: «Блаженна ты, Мария, потому что не плоть и не кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах. И Я говорю тебе: ты — есть Магдала Церкови Моей и врата ада не одолеют её». Именно с тех пор Марию стали называть Магдалиной. И это отнюдь не потому, что она была из города Мигдал-Эль. Просто в арамейском языке magdala означает «башня». Для посвящённых людей «Магдала Церкви Иисуса», «Башни Шамбалы», «Столпы Веры» — это схожие понятия, означающие особых людей, которым открывают и доверяют знания Шамбалы. В разные времена, на разных языках этих людей называли по-разному, но суть от этого не меняется. Древние славяне, к примеру, именовали их «Вежи», что означало «Столпы Знания», то же что и «Башни Шамбалы». Не случайно, даже на сегодняшний день слово «Вежа» сохранило в своём обозначении у разных народов такие разные на первый взгляд понятия, как «башня», «знающий», «сведущий»».
Анастасия Новых «Сэнсэй IV»
Также в статье Телегина отмечается, что именно высота культовых построек являлась признаком их божественного предназначения, символом устремления человека к Духовному, высшему миру. Так, высота некоторых храмов, достигает 42 метров (Успенская церковь в Кондопоге, 1774 г., к сожалению на сегодняшний день утрачена), 45 метров (Вознесенская в Пияле 1661-го года и Дмитрия Солунского в Верхней Уфтюге 1784 года), для сравнения — это высота 15-этажного дома! А также церковь свв. Бориса и Глеба под Можайском (1603 г.), которая достигала высоты 60 метров. Но, пожалуй, самым высоким был «вельми великий», пятишатровый Успенский Собор города Великого Устюга (1502 год постройки), и он имел высоту 75 метров! А это, для сравнения, современный 25-этажный дом.
После прочтения книги «АллатРа» Анастасии Новых, где упоминается в том числе и о символике шатровых храмов, начинаешь иначе смотреть на привычные вещи, всё оказывается намного глубже, чем казалось изначально. То, что кажется «фантазией мастеров», опиралось не столько на красоту или традицию, сколько на более глубокие и древние знания.
Вот отрывок из книги «АллатРа» А. Новых:
«…Ригден: Но что ещё более интересно относительно древних славян, их знания были зафиксированы не только в мифологии, но и в архитектурных постройках! Задолго до христианства, на Руси существовали постройки храмов, которые позже стали называть «шатровыми». Древнерусское слово «шаторъ» образовано от тюркского «šatyr» — «палатка, навес». К слову сказать, древнеиндийское слово «chattram» означает «заслон, завеса» и было связано со значением «открываю, закрываю Свет».
Анастасия: «Открываю, закрываю Свет»? То есть, по сути, в духовной интерпретации это «ключ к небесам»?!
Ригден: Совершенно верно. Так вот, шатром в древнерусском зодчестве именовали навершие центрических построек в виде четырёхгранной или восьмигранной пирамиды, которыми завершали башни, храмы и даже парадное крыльцо в обыкновенном деревянном доме. Это был символ, говоря современным языком, активного устремления человека к духовному (Небу). По сути, эта конструкция представляла собой «восьмерик на четверике», позволяющая сделать переход ярусов квадратного в плане основания того же храма к его восьмигранному навершию (шатру), сверх которого ставилась небольшая главка как обвершка полушаром.
Анастасия: Обвершка полушаром?! «На восьми гранях навершие с указанием главка?! Так это же и есть вершина куба, поставленного на угол! Это же настоящие архитектурные символы столпов Света!
Ригден: Кстати, от главка и произошло древнеславянское слово «глава» как начало всему, основа, высшее: глава делу, глава дома, глава берестяных грамот, а впоследствии книг и так далее. А вот в самом человеке «главкой» считалась макушка его головы, вершинка человека».
Любопытно, правда? Для ребёнка, не умеющего читать, буквы кажутся бессмысленными. Просто потому, что он не знает их значения. Так и для многих людей, в том числе и для меня наш храм «говорил» только поверхностно, на малую долю всей информации, «спрятанной» в его форме. И этот небольшой отрывок из книги вдруг раскрыл для меня совершенно новое понимание того, что казалось таким естественным и привычным. Для сравнения глубины знаний приведу в пример то, о чём рассказывали на уроках в школе о высоте храма: «это требовалось для того, чтобы народ со всех деревень весной в половодье мог приехать (приплыть на лодке) на ярмарку и не заблудиться, ориентируясь на храм, как на маяк». То есть, подразумевалась якобы почти утилитарная причина…
Бого-родица
И хотя, к счастью, о значимости высоты постройки, как устремления к горнему (вышнему) мы знаем, эта информация дошла до наших дней, но в купе с другими знаниями она заиграла новыми красками. Чего стоит упоминание про созидательные силы женского начала! В христианской культуре, как известно, очень значимо почитание Богородицы. Многие храмы неспроста освящаются в Её честь. В отрывке статьи Н. Телегина упоминается о пяти храмах, два из которых «успенские», то есть посвящены празднику «Успения Богородицы», а это и есть, на мой взгляд, тот самый маркер народной памяти. Это память о созидательном женском начале.
Не лишним будет вспомнить о почитании «праматери» у древних, о чём рассказывают находки — артефакты по всему миру. Интересно, что в этом контексте вся мировая «духовная» история народов выявляется взаимосвязями и логической объединяющей смысловой нагрузкой, уходящей в глубокую древность к одному — единому корню. К общему корню Знаний.
Пирамиды
Аналогичные взаимосвязи можно проследить в повторении пирамидальной формы культовых построек по всему миру, к коим принадлежат и древнеславянские шатровые храмы. Удивительные открытия предстают перед нами при глобальном взгляде на памятники истории человечества.
С ними связано множество легенд и различного рода историй. Однако обращает на себя внимание тот факт, что пирамидальные строения есть на разных континентах и встречаются даже под водой. Построены они были в разные исторические эпохи.
Здесь и пирамиды различных форм («правильные», усеченные, ступенчатые), и зиккураты, и пирамидальные храмы, и азиатские ступы и т.д.
Есть мнение, что именно пирамиды, которые можно встретить по всему миру, являются не разрозненными строениями, а представляют собой единый мировой пирамидальный комплекс.
Всё это является свидетельством наличия одних и тех же духовных Знаний, которыми владели народы в древности об энергетической конструкции человека, о влиянии формы на физические свойства привычного нам видимого мира и о главной цели человеческой жизни — духовном освобождении.
Вы знаете, меня очень обрадовало то, что «рассказал» мне храм. И чувство было, как от соприкосновения с чем-то исконным, правдивым. С чем-то большим, чем кажется на первый взгляд. Храм, как пазл в мозаике, является логической малой частью мирового наследия, завуалированно несущего знания, заключенные в символы. Это как закладка памяти для последующих поколений.
Единение
Ведали или нет строители XVIII века о таком глубоком сакральном значении и влиянии возводимой храмовой формы, или в некоторой мере знания уже были утрачены, того нам знать не дано. Однако хочется вспомнить об одном очень важном моменте — о факте единения людей.
Не сразу открывается пониманию разительное отличие между укладом жизни прошедших столетий и сегодняшнего времени.
В том, как селились люди, как жили, как работали, как возводили великие храмы вместе, сообща, есть прямое указание на общность, на взаимосвязь между ними гораздо более крепкую и жизненно необходимую, совершенно не сравнимую с нашим современным укладом, где мы, с одной стороны, всегда «на связи», а с другой, не знаем соседей по именам…
Жили люди раньше дружно. В суровых северных краях знали цену невзгодам и помогали друг другу, чем могли — без слов, порой, просто зная обо всём, что происходит в округе. И это мирное, добрососедское сосуществование лишь отголосок более древнего уклада, где Единение людей выстраивалось на истинной духовной основе. Ведь духовное Единение людей, как единой семьи в Боге, возможно только при работе над собой каждого человека, в стремлении к победе над своим животным началом. А это возможно в том случае, когда у людей есть Исконные Знания о своей двойственной природе, о мире вокруг и настоящем смысле жизни каждого человека и общества в целом.
«Бог в действительности один, Духовный мир — он один, и людям абсолютно нечего делить. Разделяет сознание. Оно создаёт вражду, навязывает иллюзию просто из-за власти, из-за стремления доминации над Личностью. Но когда люди постигают, что в действительности есть Мир Духовный, они становятся одной семьёй, вне зависимости от национальности, от религиозных взглядов, был ли человек атеистом или кем бы он ни был до того, как он смог прочувствовать, что Духовный мир существует. Как только человек это прочувствовал, осознал и понял, он становится частью семьи духовной, настоящей семьи, истинной, неразрывной, той семьи, где жизнь Вечна, она не заканчивается и, естественно, что она не в трёхмерности, она не в земном».
Из передачи «СОЗНАНИЕ И ЛИЧНОСТЬ. От заведомо мёртвого к вечно Живому»
В наши дни открыты сведения о таких сообществах, именуемых в учёном мире «культурами». Например, Кукутень-Трипольская культура, культура Чатал-Гуюк в сути своей оказываются настоящим откровением для ученых. В ходе археологических раскопок не было обнаружено никаких признаков разделения в этих общинах. Отсутствуют признаки социального неравенства, нет признаков насильственной смерти или другого намёка на вражду (при раскопках не было найдено оружие). Зато присутствуют знаки и символы, которые указывают на наличие Исконных Знаний — знаки Аллат и АллатРа. И такая символика была характерна для всех подобных культур на разных континентах, в разные времена. Всё говорит о том, что их жизнь подчинялась главному общему устремлению — духовному освобождению.
В этом объединении и есть ключ к мирной жизни всех людей на Земле, когда всё человечество — как одна большая семья. Потому что нас на самом деле роднит нечто большее, чем родственные узы — наша духовная составляющая.
Возможно ли это, когда в обществе преобладают потребительские взаимоотношения?
По вектору современного развития видно, что люди забыли и утратили то зерно единения, исконный смысл указанных знаков и большинство делает выбор в сторону материальных ценностей. Но, чувствуя и понимая истинное стремление Личности, возможно изменить свой выбор и вместе повернуть развитие общества в духовно-созидательную сторону.
Построение такого общества вполне возможно. Уже заложен фундамент. Международное общественное движение «АЛЛАТРА» является платформой для объединения всех людей независимо от их религий, национальностей, возраста, места проживания и т.д. Люди объединяются для совместной реализации проектов, целью которых является возрождение духовно-нравственных и культурных ценностей в обществе. И уже сейчас каждый человек, способен внести свой вклад и применить свои лучшие качества для формирования созидательного общества! Выбор за каждым из нас!
А что же храм?
… Несёт в себе знания о самом важном — духовном преображении человека. Древняя постройка через века провожает поколение за поколением, чудом переживает смену глобальных ориентиров — устремлений в народе и влияет беспрестанно и незримо на жизнь людей в округе. Стоит, как непрочитанная книга. Прочитать некому, буквы забылись… Но это ж до поры. Знания уже в миру.
Автор: Смирнова Т.
Список литературы:
- Книга «АллатРа» Анастасии Новых. Киев. 2013 г.
- Книга «Сенсей IV. Исконный Шамбалы» Анастасии Новых.
- Передача «СОЗНАНИЕ И ЛИЧНОСТЬ. От заведомо мёртвого к вечно Живому»
- Статья Лапиной Г. Н. «Уфтюга православная»
- Статья Николая Телегина «Русское деревянное зодчество. ШАТРОВЫЕ ХРАМЫ». ЗНАКИ РЯДОМ