Ко Дню местного самоуправления интервью с главой Островского района Дмитрием Быстровым и председателем Собрания депутатов Островского района Александром Обризаном о структуре местного самоуправления, трудностях и перспективах развития на территории района. Интервью провёл Игорь Вознесенский. Фото автора.
В целях повышения роли и значения института местного самоуправления, развития демократии и гражданского общества, Президентом В.В. Путиным 10 апреля 2012 года был подписан Указ об учреждении Дня местного самоуправления.
Дмитрий Быстров:
— Сегодня в структуру местного самоуправления в Островском районе входит: Собрание депутатов Островского района, районная администрация и пять муниципальных образований: городское поселение «Остров», сельские поселения: «Островская волость», «Горайская волость», «Бережанская волость», «Воронцовская волость». Высшим должностным лицом является глава района. В районе работают 70 депутатов: 15 — в районном Собрании, 15 в городском поселении и по 10 в сельских поселениях.
Александр Обризан:
— Местное самоуправление — это наши права: добровольное участие в выборах органов местного самоуправления, право требовать отчёты о работе депутатов, главы муниципального образования и выборных должностных лиц местного самоуправления, право проводить референдумы и собрания по решению различных вопросов или по запретам на действия различных организаций на своей территории и многое другое.
Важнейшим элементом местного самоуправления являются выборы своих депутатов. За последние годы система выборов депутатов совершенствуется, и показала свою эффективность. Вместе с этим на многих местных выборах отмечается относительно низкая явка избирателей, это сказывается на качестве избираемых в местную власть депутатов.
Чем больше явка, тем выше качество и объективность избрания того или иного кандидата. Высокая явка избирателей, обеспечивает избрание не случайного, а достойного депутата.
К районным, городским и сельским депутатам люди обращаются по самым разным вопросам. Как правило, по многим из них находятся пути решения, если же вопросы связаны с полномочиями других уровней власти, даются пояснения и исчерпывающие ответы.
Говоря о повышении культуры отношений населения и власти, хочу отметить, что, если проблема связана с вопросами местного значения, нет смысла обращаться сразу к Президенту или губернатору региона, игнорируя попытки направить обращение на местный уровень, где проблема и должна решаться. Подчас это только увеличивает время ожидания и мало влияет на конечный результат. Президент не выделит денег на ремонт водопровода в какой-то деревне, а губернатор не заделает ямы в асфальте на муниципальных дорогах нашего района. Все эти обращения, в конечном итоге, будут перенаправлены в районную администрацию, а оттуда — в администрацию городского или сельского поселений, так как они относятся к вопросам местного значения.
Поверьте, если на решение вопроса есть силы и бюджетные средства, проблема будет снята. Даже если на что-то средств не хватает, промежуточное решение обязательно будет принято и, хотя бы частично момент напряжения будет снят.
В случаях, когда требуется ремонт дороги регионального значения, как, например, от деревни Городище до Погорелки, районная администрация взаимодействует с Администрацией Псковской области и профильными комитетами.
Есть достаточно показательные примеры такого взаимодействия. После наших обращений и конструктивного общения главы района Дмитрия Быстрова с губернатором Псковской области Михаилом Ведерниковым, было принято ряд значимых и важных решений в отношении помощи и поддержки Островского района. Это долгожданный и уже осуществляемый ремонт цепных мостов, а также включение нескольких улиц города в реализуемый на территории региона национальный проект «Безопасные и качественные дороги». Сюда следует добавить обозначение и вынесение проблемы на федеральный уровень, касающейся поиска решений и выделения средств на реконструкцию коммунальной инфраструктуры жилого сектора в Острове-3, который передаётся в ведение муниципалитета от военного ведомства.
Обо всём понемногу
По словам главы района, несмотря на объективные трудности, медицинская помощь на территории нашего района стремится быть более доступной и качественной. На селе увеличивается число ФАПов, улучшается их оснащение.
Дмитрий Быстров:
— Главная проблема — кадры. К сожалению, несмотря на все меры социальной поддержки, укомплектованность медицинскими кадрами в городе и на селе остаётся низкой.
Отмечу, что львиная доля районного бюджета у нас уходит на сферу образования — в пределах 50%. При этом стоимость образовательной услуги в сельских малокомплектных школах достаточно высока. И здесь мы стараемся соблюсти взвешенный подход, учитывая и экономическую составляющую, и социальные потребности общества.
С позиции управления нам необходима оптимизация образовательных учреждений, чтобы эффективно расходовать бюджетные средства. С другой стороны, я разделяю мнение большинства жителей района, что надо всеми силами стараться сохранить школы на селе. Практика показывает, если закрывается школа, то через несколько лет умирает и само село. Отмечу, что за последние 7-8 лет в Островском районе не закрыта ни одна школа.
Что касается сферы культуры, то мы стараемся сохранять, поддерживать и развивать это направление. Пример тому — открытие и успешная деятельность современного городского кинозала. Уделяем внимание библиотекам и Домам культуры в сельских населённых пунктах. Конечно, хочется большего, но не всегда на это достаточно средств.
Задачи, направления
Одна из основных задач, которые стоят перед муниципалитетом — увеличение доходной части районного бюджета, ведь для исполнения широкого круга полномочий нужны финансы. Качественное исполнение требует более значительных средств.
Дмитрий Быстров:
— Исполняя Указы Президента, нам очень важно и необходимо добиться выполнения дорожной карты по повышению заработной платы работникам образования, культуры.
Для этого администрация Островского района плотно работает по привлечению потенциальных инвесторов и сопровождению их проектов. Реализуемые проекты — это поступающие в бюджет налоги, рабочие места и развитие инфраструктуры, что, безусловно, отражается на уровне и качестве жизни наших жителей.
На сегодняшний день в районе на сопровождении находится 6 инвестпроектов. Это: строительство и функционирование коммерческой стоматологической поликлиники; завод по производству домов; создание производства по добыче и изготовлению отделочного камня, производство известковой муки; строительство завода для сборки пневматических линейных электроприводов, строительство завода по сборке блок модулей; строительство кафе; строительство комплекса – пекарня, гостиница, автомойка.
Важно слышать людей и учитывать их мнения
Успешная деятельность местного самоуправления – это не только хорошая работа органов власти, это слаженная работа и понимание между органами представительной и исполнительной власти, плюс поддержка и активность самого населения.
Свои предложения и пожелания граждане имеют возможность донести во время общественных слушаний, которые организуются по важным вопросам местного значения, в том числе при обсуждении проекта бюджета муниципального образования.
Для того чтобы слышать людей, узнавать о проблемах из первых уст глава Островского района ведёт регулярные приёмы граждан по личным вопросам, проводит встречи с населением в населённых пунктах сельских поселений. За 2019 и начало 2020 года в администрацию района поступило только 1177 письменных обращений граждан. Почти всегда удаётся помочь жителям в решении их проблем.
Кроме этого, для обеспечения «обратной связи» с населением, руководство района, специалисты администрации, социальных и других служб проводят встречи с жителями различных микрорайонов Острова. В ходе них граждане получают ответы на многие вопросы, а также возможность высказаться по поводу той или иной проблемы.
Дмитрий Быстров:
— Чтобы местное самоуправление реализовывалось в полной мере, гражданам нужно знать и понимать, что делает власть на местах для обеспечения их жизнедеятельности. Приятно мне это или нет, но я всегда стараюсь говорить с людьми честно и открыто. Пустых обещаний давать не привык, лучше подождать результата, чем стыдится за то, что не получилось, пусть даже не по собственной вине или по другим причинам.
Отмечу, что и абсолютное большинство работников системы местного самоуправления — это профессионалы своего дела и ответственные специалисты, неравнодушные к судьбе своего района. Приятно отметить, что в структуру МСУ приходят энергичные, грамотные, заинтересованные в лучшем устройстве жизни молодые специалисты.
От души желаю коллегам здоровья, понимания, терпения, желания работать ради людей и для людей!
Напомним, что основной закон, который ввёл раздел о местном самоуправлении — это Конституция РФ, где говорится, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
Вопросы местного значения — это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органам и местного самоуправления и затрагивает интересы каждого гражданина.
При этом часть вопросов, таких как, например, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом, решается жителями муниципального образования и органами местного самоуправления совместно, поскольку требует привлечения к работе специализированных организаций.
В октябре 2003 года Президент России подписал Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ, который является основным документом, регламентирующим деятельность органов местного самоуправления в России.
Местное самоуправление на территории Островского района осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, 131-м Федеральным законом, Законом Псковской области и Уставом Островского района. Муниципалитет встроен в общую систему управления, где выстроена чёткая система взаимодействия.