Уже достаточно давно в разных кругах на разных уровнях обсуждается вопрос дистанционного обучения, в том числе в учреждениях творческой направленности. Во многих учебных заведениях дистанционное обучение некоторое время весьма успешно осуществляется. Подготовлено программное обеспечение, созданы порталы, платформы, разработаны методики. Но ДШИ и ДМШ в это число не входят. Для школ искусств даже не было интерактивных досок (панелей) с необходимыми программами для ведения предметов, предусмотренных учебными планами. Это делается только сейчас.
По причине консервативного подхода многих педагогов форма дистанционного образования достаточно активно подвергалась критике (иногда вполне обоснованно), и методики дистанционного обучения практически не применялись системно. В настоящее время в связи с пандемией коронавируса ситуация сложилась так, что возникла острая необходимость погрузиться в процесс дистанционного обучения практически во всём мире. Брошен вызов. Прошло совсем ещё немного времени, но некоторые выводы уже можно сделать.
Первый и самый очевидный вывод – это понимание того, что дистанционное обучение в ДШИ и ДМШ возможно. Второй – в дистанционном обучении на сегодняшний день есть как минусы, так и плюсы. А если так, то необходимо разобраться и с полной ясностью понимать, какие методы являются более эффективными, а какие не приносят ожидаемого результата. В данной статье, исходя из личной практики и общения с коллегами на тему дистанционного обучения, предлагаю рассмотреть особенности индивидуальных дистанционных занятий в первую очередь по специальности в ДШИ и ДМШ.
Как показывает практика, на сегодняшний день используются две формы дистанционной работы. Это онлайн-урок и работа с видео- или аудио-файлами. Онлайн-урок, как мы понимаем, – это урок, который проводится в соответствии с расписанием и с использованием технических средств, позволяющих провести данный урок дистанционно. Работа с видео- или аудио-материалом проводится, как правило, во внеурочное время, но также предполагает наличие средств коммуникации, позволяющих получать, отправлять и комментировать указанный материал. И в дальнейшем будет целесообразно, на мой взгляд, зафиксировать в образовательных программах как указанные формы дистанционной работы, так и затраты времени, рекомендации по соотношению затрат времени на данные работы.
Онлайн-урок.
Что же необходимо иметь для проведения онлайн-урока?
Для преподавателя: наличие устойчивого интернет-соединения, смартфона, планшета, а лучше – стационарного компьютера с большим монитором и качественными динамиками, наличие нот, тетради и карандаша для фиксирования замечаний во время игры, наушников в случае плохого качества звука, а также для того, чтобы ученик не слышал дублирования собственных звуков в случае задержки в связи, инструмента.
Для обучающегося: наличие устойчивого интернет-соединения, смартфона, планшета, стационарного компьютера в идеале с возможностью размещения камеры в разных точках для контроля посадки, разных частей инструмента, рук и т.д., наличие инструмента, нот, карандаша, ластика.
На первый взгляд может показаться, что в форме онлайн-уроков нет никаких плюсов. Но если мы их не замечаем, означает ли это, что их нет? Главным плюсом (по крайней мере, в сложившейся ситуации) является факт продолжения образовательного процесса в запланированном графике. Необходимо помнить, что дистанционная работа предполагает несколько другие подходы, принципы и особенности. В сложившейся ситуации мы часто сталкиваемся с таким явлением как перегруженный интернет. По этой причине имеет смысл корректировать расписание таким образом, чтобы уроки проводить в то время, когда интернет менее загружен и работает быстрее.
Во время занятий необходимо помнить о том, что интернет-сигнал всегда так или иначе запаздывает, и рекомендации, которые даются во время исполнения, должны поступать с учётом степени задержки сигнала. Нужно помнить, что в целом, как правило, ученик не всегда быстро реагирует на различные замечания во время проведения онлайн урока, особенно, если они делаются в таком режиме, как делались на обычном уроке. Во время проведения онлайн урока замечания целесообразно делать короткие и ясные. Во время игры лучше фиксировать замечания в тетради, и озвучивать их после остановки, не останавливая исполнение. Занятия по решению технических проблем следует проводить в медленном темпе.
К минусам, наверное, в первую очередь следует отнести отсутствие возможности непосредственного контакта, что достаточно важно, особенно на начальном этапе обучения. Сейчас мы отчетливо понимаем, что вопросы постановки и посадки мы крайне редко в процессе проведения урока корректируем, используя научно выверенные формулировки. Иногда достаточно прикоснуться к руке, спине или использовать понятный для ученика жест для корректировки во время игры. Мы также лишены возможности видеть обучающегося с разных сторон, а это важно для формирования правильной посадки. Конечно же, мы не в восторге от качества звука, исходящего из динамика смартфона или планшета, особенно, если в это время интернет «подтормаживает». Даже при хорошем качестве интернет-соединения, дистанционно заметно сложнее заниматься вопросами культуры звукоизвлечения, качества исполнения штрихов, приемов, трактовки, работы над формой и т.д. Сложность также может вызывать вопрос настройки инструментов и, конечно же, работы с концертмейстером. С целью подготовки к концертному выступлению с концертмейстером целесообразно использование записей или фрагментов аккомпанементов в разных темпах. В новом свете сегодня также воспринимается работа с метрономом.
Принимая к сведению указанные особенности проведения онлайн-урока, мы открываем себе возможность для подготовки к проведению онлайн-уроков таким образом, чтобы свести к минимуму отрицательные моменты данной формы работы и максимально использовать положительные.
Работа с аудио и видео файлами.
Что нужно для работы с видео- или аудио-файлами?
Как правило, набора технических средств, необходимых для проведения онлайн-урока, вполне достаточно для работы с видео- или аудио-материалом.
Работа с видео- или аудио-файлами, на мой взгляд, кроет в себе достаточное количество плюсов (допускаю, что ещё не вполне осознанных и оценённых по достоинству), и поэтому заслуживает серьёзного к себе отношения. Существенным и весьма важным плюсом является повышение качества самоконтроля. Уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что многие обучающиеся прежде, чем отправить файл с записью своей игры, несколько раз его переписывают. Повышение самоконтроля требует повышения самодисциплины. При условии регулярных самостоятельных занятий с учетом замечаний преподавателя (в том числе самостоятельной работы с записями или фрагментами записей аккомпанементов в разных темпах), работы с метрономом результат в виде качественной подготовки не заставит себя долго ждать.
К минусам работы с видео- или аудио-файлами следует отнести инертную реакцию обучающихся на замечания преподавателя, сложности, возникающие при работе с нотным текстом, соблюдением требований знаков альтерации, разбором ритмических групп и самостоятельной работы с метрономом, особенно на начальном этапе обучения. По этой причине указанную форму работы целесообразно применять, комбинируя с онлайн-уроками.
При добросовестном и ответственном отношении обучающихся данную форму работы в той или иной степени для тех или иных обучающихся имеет смысл применять также и после перехода на традиционную форму обучения.
Ещё одним важным плюсом для обеих форм работы можно считать факт активизации родителей в вопросе эстетического развития детей. Но при этом на сегодняшний день неоспоримым фактом является и то, что на подготовку и проведение занятий в дистанционном режиме преподаватель затрачивает ощутимо больше времени по сравнению с обычным режимом работы. Также нельзя не упомянуть о том, что результативность дистанционной работы растет по мере взросления обучающихся. На начальном этапе обучения обучающиеся гораздо медленнее воспринимают информацию, связанную как с вопросами посадки и постановки, так и с нотным материалом в то время как старшие дети являются более наученными, и факт дистанционной работы, как правило, не замедляет процесс обучения.
Вызов принят. Сделаны первые выводы. Далее работа, конечно, будет систематизироваться. Будут разрабатываться новые подходы и методики. Я уверен, что после окончания пандемии большинство преподавателей ДШИ и ДМШ совершенно по-другому будут относиться к работе в дистанционном режиме. Перейдя к традиционной форме функционирования школ возможно будет применять навыки, полученные в результате вынужденной работы в дистанционном режиме. Онлайн-уроки и онлайн-консультации мы можем использовать в случае недомогания обучающихся или во время подготовки к выступлениям на конкурсах, концертах и т.д. Использование аудио- или видео-материалов также возможно как вспомогательный инструмент работы. Но в то же время не покидает ощущение, что мы никогда не откажемся от живого контакта со своими учениками, сколько плюсов, бонусов и выгод нам бы ни дарила дистанционная форма работы.