Сегодня совершенно нет смысла арендовать помещение под магазин в крупном торговом центре. И я говорю не о периоде коронавируса, а в принципе. В заголовке сказано про ещё одну причину, которая вскрылась сейчас, во время кризиса, потому начну я с первой причины, с которой столкнулся несколько месяцев назад.
Причина №1
Большинство начинающих предпринимателей идут в крупные ТЦ в надежде на трафик покупателей. Но проблема в том, что трафик в торговых центрах работает в основном на сетевые магазины, Фаст-фуд и развлечения. Мелким магазинам приходится нарабатывать трафик самостоятельно, а аренда, при этом, стоит дорого.
У меня два магазина подарков в небольших районных торговых центрах и вот в прошлом году в январе я открыл третий магазин в раскрученном торговом центре. В первых двух моих магазинах почти весь трафик покупателей наш, который мы создали за счёт таргетированной рекламы в социальных сетях и Яндекс.Директ. Аренда там небольшая, отношения с арендодателями хорошие и от трафика ТЦ мы не зависим. Плюс ко всему, в районах, где мы находимся, особо некуда идти, потому мы ещё цепляем и трафик других магазинов.
Когда мы разместились в крупном торговом центре, мы увидели огромное количество людей и подумали: "Ух ты! Сколько потенциальных покупателей!". Но... почти все они шли мимо. К нам стали приезжать те, кто уже знает про наш магазин, кто следит за нами в соцсетях. А местные проходили мимо. Я стал анализировать, в чём проблема, и вот какие выводы сделал: часть трафика идёт на фуд-корт и в кинотеатр, а часть в сетевые магазины. Причём часто не прогуливаются по торговому центру, а целенаправленно идут в заранее намеченный магазин. Не сетевые магазины тоже чаще всего в течение дня стояли пустыми. Потом я пообщался с их владельцами, и они тоже подтвердили, что их покупатели, это в основном тот трафик, что они привлекли самостоятельно.
Вывод который я сделал: зачем переплачивать за аренду и терпеть кучу ограничений (строгое время работы, требования к вывеске, штрафы, ограниченное время загрузки товара и т.д.), когда можно платить меньше за больший комфорт и более высокие продажи за счёт своего трафика в небольшом торговом центре?
Причина №2
Арендодатели и пандемия. Сейчас многие арендаторы столкнулись с тем, что не могут договориться с арендодателями о снижении арендной ставки или об арендных каникулах. И эта проблема особенно актуальна для арендаторов в крупных торговых центрах. Почему? Да потому что в крупном ТЦ, обычно такая цепочка Арендатор - Управляющая компания - Владелец торгового центра. И в этой цепочке управляющая компания не хочет терять деньги, а владельцу чаще всего фиолетово до проблем арендаторов. Они работают по принципу "одни уйдут, придут другие".
А в небольших торговых центрах либо самим ТЦ управляет команда владельца, либо вообще помещения поделены на разных владельцев и в обоих случаях потеря даже одного арендатора может сильно ударить по всему бизнесу. Потому они готовы идти на уступки, так как понимают, что когда закончится карантин, будет сложно быстро найти нового арендатора.
Итог
В итоге мы видим, что с одной стороны в небольшом торговом центре ниже арендные ставки и более гибкие условия, а с другой стороны современные предприниматели уже меньше зависят от оффлайн трафика и привлекают покупателей самостоятельно. Оффлайн магазины в принципе всё чаще превращаются в шоу-румы для онлайн магазинов, потому переплачивать за аренду торговой точки в крупном ТЦ смысла нет.