Народный артист России Михаил Кононов прославился благодаря фильмам «Большая перемена» и «Начальник Чукотки», но под конец жизни торговал капустой на рынке.
До свидания, мальчики
Кононов появился на свет 25 апреля 1940 года в Москве. Отец будущего актёра был швейцаром в гостинице «Пекин», а мать, которую Михаил боготворил, работала поваром. Его одноклассником в школе был Андрей Смирнов, который позднее стал знаменитым режиссёром. Смирнов и Кононов вместе участвовали в школьной самодеятельности, писали сценарии.
После школы Михаил стал студентом Щепкинского театрального училища. На экранах он впервые появился, ещё будучи студентом — в 1961 году в фильме «Наш общий друг». После получения диплома Кононов вошёл в труппу Малого театра, но продержался в ней всего несколько лет, поскольку не смог найти общий язык с руководством. Знакомые актёра вспоминали, что Михаил всегда был человеком прямолинейным до грубости и склонным к конфликтам.
В шестидесятые годы Кононов сыграл заметные роли в фильмах «До свидания, мальчики», «На войне как на войне» и «Начальник Чукотки». Последняя картина прославила его имя на весь Советский Союз, из-за чего впоследствии режиссёры предлагали Михаилу исключительно трагикомических персонажей. В 1969 году актёр познакомился на вечеринке с девушкой Натальей, которая позднее стала его женой. Мать артиста была против этого брака и нашла способ отомстить непослушному сыну.
Семейные трагедии
Весной 1970 года Кононов праздновал своё тридцатилетие, но его мать демонстративно не вышла к столу. Актёр собрал со стола угощения и пошёл к ней в комнату, чтобы помириться, но обнаружил на полу её остывающее тело: женщина приняла отраву для тараканов. Смерть матери, которая была для Михаила главным человеком в жизни, сказалась на его характере и испортила отношения с женой. Некоторые источники указывают, что Кононов поднял на супругу руку, из-за чего она потеряла ребёнка. Впрочем, сама Наталья Павловна рассказывала, что её муж не стремился обзавестись потомством.
— Миша считал, что с появлением ребенка отойдёт для меня на второй план, — вспоминала супруга актёра. — А этого он перенести не мог.
Семейные трагедии не сказались на карьере Кононова. В семидесятые годы он прогремел на весь СССР, сыграв в комедийной мелодраме «Большая перемена», а также начал сниматься в детских фильмах, таких как «Финист — ясный сокол» и «Пока бьют часы».
Эта публикация подготовлена в сотрудничестве с Anews.
Седина в бороду
С наступлением «перестройки» советский кинематограф стал меняться, и эти перемены пришлись не по душе Михаилу Ивановичу, о чём он говорил со свойственной ему прямотой. Актёр демонстративно отказывался знаться с новым поколением актёров и критиковал качество сценариев, которые ему присылали. Кононов с женой уехал в подмосковную деревню Бутырки, откуда на электричке ездил в столицу на немногочисленные съёмки. После краха Советского Союза он и вовсе пропал с экранов. Артисту и его супруге пришлось выживать на натуральном хозяйстве.
— Кононов ведь частенько в Москву мотался, не очень он любил деревенский уклад жизни, а Наталья Павловна, наоборот, дни напролёт на огороде проводила. Она всё сама выращивала, у неё были отличные помидоры, огурцы, картофель, сад был прекрасный, — рассказывала порталу «Собеседник» жительница деревни Бутырки Маргарита Ивановна Панкова. — Причём на огороде Наталья Павловна сама работала, Михаил Иванович был для этого совершенно не приспособлен, максимум, что он мог — поливать. Она мне показывала полочки в доме, которые тоже сама прибивала. Кононов был за ней как за каменной стеной, весь быт был только на её женских плечах.
На заботу жены стареющий артист ответил чёрной неблагодарностью, заведя молодую любовницу — 19-летнюю студентку театрального института Риту. Порой Михаил Иванович приводил девушку прямо в свой деревенский дом, представляя её соседям как «воспитанницу». Наталья Павловна всё понимала и терпела, а потом пришла на помощь, когда Рита решила предать своего благодетеля. Кононов прописал девушку в своей московской квартире, и та хотела завладеть жилплощадью, под видов договора об опеке подсунув Михаилу на подпись документ о передаче права собственности.
— Я об этом узнала самой последней и стала бороться. Ведь у нас не осталось никаких накоплений, одна пенсия. Она знала, что на Мишу сможет оказать давление, а со мной лучше не спорить. Я заставила её написать на меня доверенность и отвоевала квартиру, — вспоминала Наталья Павловна. — Потом мы с Мишей продали её. Но я так измоталась, что попала в больницу с депрессией. И Миша не простил предательства — заболел. И с тех пор — из больницы в больницу.
Нищая старость
В девяностые годы Кононов торговал на деревенском рынке капустой со своего огорода, чтобы иметь хоть какие-то деньги. О нём ещё помнили в московских киностудиях, но актёр приницпиально не хотел сниматься в «мыльных операх» и криминальных историях.
— Я опираюсь на заповеди, с какими наше поколение относилось к искусству. Поэтому отчаянно не снимаюсь в сериалах, которые мне предлагают. Я читаю сценарии и отшатываюсь: это что-то из области «ужастиков», — писал Михаил Иванович в своих мемуарах. — Настолько всё непрофессионально и нелепо, что я не имею права позволить себе сниматься в такой дури. Во имя своих друзей, которых уже нет в живых. На одной кинопробе я даже разрыдался. Все подумали, что я рыдал, «входя в образ», а я рыдал от ужаса сегодняшнего кинематографа, сегодняшнего телевидения.
На 65-летие Кононова к нему в деревню никто не приехал: друзья актёра отошли в мир иной или забыли о нём. И всё же на закате жизни судьба преподнесла Михаилу Ивановичу прощальный подарок, дав ему возможность сыграть роль дворника Спиридона Егорова в многосерийном фильме «В круге первом».
Летом 2007 года Кононов попал в больницу с пневмонией. До этого он перенёс инфаркт и тромбофлебит, и организм артиста был крайне изношен. У него не было денег на дорогие лекарства, но принимать помощь от бывших коллег Кононов не хотел.
— Когда Миша лежал в Москве в Боткинской больнице, нам позвонила женщина и буквально кричала в трубку: «Ну как вам не стыдно, знаменитый актёр ходит по отделению в рваных штанах!», — вспоминала директор Гильдии актёров кино России Валерия Александровна Гущина. — А мы к тому времени с Мишей из-за личных перипетий практически не общались. Но я тут же помчалась к нему в больницу, привезла ему новые брюки. Гильдия дала деньги на все необходимые медикаменты, ведь напрямую он отказывался принимать от нас помощь.
На фоне пневмонии у Михаила Ивановича развились сердечная недостаточность и тромбоэмболия. Он просил врачей сделать операцию по удалению тромба, но медики не хотели брать на себя риск, опасаясь, что организм Кононова не выдержит общего наркоза. 16 июля 2007 года актёр скончался от тромбоэмболии в возрасте 67 лет.
— Я жил и в искусстве, и в реальной жизни круто, независимо. Хотя и скромно. Посылал жутких хамов, гадов-непрофессионалов направо и налево. А люди меня помнят только за добрые роли в хороших фильмах, — писал Михаил Иванович незадолго до смерти. — Получается, что прожил, как по Станиславскому — честно, правдиво и в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами.