Текст: Николай Марков
Фото: автора и компании «Техносервис»
На самом деле, название этой статьи немного провокационное, но очень близкое к действительности. В середине нулевых у нас и вправду могла появиться «российская Делика». Правда, не чистокровная «японка», а ее легальная лицензионная копия из Китая: Dongfeng Fengxing MPV (производитель – Dongfeng Liuzhou Motor из города Лючжоу). В 2006 году довольно известная нижегородская компания «Техносервис» решила организовать на своих мощностях «отверточную» сборку этих машин из китайских машинокомплектов. На первых порах нижегородцы пригнали из Поднебесной два новеньких минивэна для изучения спроса. У нас в архиве сохранились фотографии того перегона:
Машины пересекли китайскую границу в Хоргосе и шли дальше своим ходом через весь Казахстан, преодолев несколько тысяч километров по разбитым местным дорогам, не везде имевшим асфальтовое покрытие. Мне довелось проехать тот же маршрут, только в противоположном направлении, десятью годами позднее, когда я ехал на своей машине в Китай через тот же самый погранпереход. Дороги к тому моменту сильно лучше не стали… В начале 2007-го в Нижний доставили еще несколько новеньких MPV. Один из них отправился на сертификационные испытания, завершающим этапом которых стал краш-тест на дмитровском полигоне:
Для желающих увидеть еще и процесс подготовки к краш-тесту, а также более подробно рассмотреть его результаты – вот целая фотогалерея:
Остальные экземпляры Dongfeng MPV использовали для изучения сотрудниками «Техносервиса» в преддверии организации сборки этих машин, а также в демонстрационных целях, показывая их на различных выставках. Именно на одном из таких мероприятий – международной выставке COMTRANS-2008 – я впервые и увидел эту «китайскую Делику»:
И надо сказать, эта машинка ввела меня в изрядное возбуждение, поскольку в тот момент я как раз ездил на «Делике», только настоящей, японской, и души в ней не чаял. Перспектива появления в продаже аналога, да еще и с нормальным рулем и по весьма демократичной цене, не могла не радовать. Посему я быстренько договорился с людьми из «Техносервиса», что скоро приеду к ним в гости, чтобы устроить очное сравнение японского оригинала и китайской неподделки. И вот 8 мая 2008-го, одолжив в «Техносервисе» тот самый Dongfeng, мы с коллегой поехали прокатиться по окрестностям Нижнего Новгорода, периодически пересаживаясь с «китайца» на моего «японца» и сравнивая впечатления.
Конечно, машины у нас были в очень сильно различающихся комплектациях. Моя Delica – праворулька, с полным приводом, 125-сильным дизелем и «автоматом», с люксовым салоном. Dongfeng – напротив, бензиновый 109-сильный, с механической коробкой и приводом только на задние колеса, с более простой отделкой салона, зато с длинной базой и увеличенной высотой крыши. Но все же это были два автомобиля из одного и того же семейства, и в качестве точки отсчета Delica тут подходила как нельзя лучше.
В салоне родственность машин видна невооруженным глазом: с поправкой на зеркальность, панели приборов отличаются лишь в деталях, а обивки дверей и вовсе одинаковы. За рулем обеих машин сразу отмечаешь отличную обзорность по сторонам, а также один общий родовой косячок: рослого водителя немного раздражает верхняя кромка ветрового стекла, которая проходит лишь чуть выше уровня глаз. Хочется опустить ниже сиденье, но некуда. Парковаться задним ходом проще на «Делике», поскольку над багажной дверью у нее есть специальное парковочное зеркало (в нем видно задний бампер и пространство перед ним), а также «дворник» на заднем стекле.
Благодаря трансформируемым сиденьям обе машины хорошо приспособлены к перевозкам грузов. Трехместный задний диван можно сложить, откинув его половинки вбок, на боковые стенки кузова. Если этого мало, можно «поиграться» с сиденьями второго ряда. На «китайце» второй ряд – это два раздельных кресла. Их подушки можно поднять вверх, а сами кресла сдвинуть по салазкам вперед, до упора в передние сиденья. На «Делике» второй ряд представляет собой 2-местный диван со складным «стульчиком» для третьего пассажира. Вся эта конструкция стоит на поворотном подиуме, позволяющем развернуть сиденья на 90 градусов, поставив их вдоль правого борта и освободив левую половину салона для перевозки длинномеров. А еще в обеих машинах абсолютно все сиденья можно было разложить в одну гигантскую кровать, места на которой вполне достаточно для отдыха четверых человек!
Главное «ходовое» впечатление – китайцы сэкономили на шумоизоляции. Априори более тихий 2-литровый бензиновый мотор «ДунФэна» в салоне слышно явственнее, чем 2,8-литровый турбодизель Mitsubishi. Причем по настройке китайский движок тоже напоминает дизель, только без наддува: ощутимых подхватов нет вообще, а основная рабочая зона заключена в узкий диапазон от 2 до 4 тыс. об/мин. Крутить выше большого смысла нет: «скисает». Зато трогаться можно прямо с холостых оборотов. Мотор Mitsubishi мощнее, благодаря чему выполнять обгоны за городом проще. Но при синхронном старте с места в режиме «педаль в пол» динамика машин, как ни странно, оказывается почти одинаковой. Впрочем, это объяснимо: Delica на 200 кг тяжелее, да и сопротивление качению у нее выше (полный привод, широкие шины).
По плавности хода между машинами паритет: конструктивно одинаковая передняя подвеска лучше гасит толчки у «Дунфэна» (за счет меньших неподрессоренных масс), а задняя подвеска мягче у «Делики», поскольку у нее там пружины, а не рессоры, как у «китайца». При этом подвеска «Дунфэна» не утратила свойственной «Делике» способности «держать удар», что вкупе с большим дорожным просветом позволяет «дубасить» по разбитому асфальту, не сильно утруждая себя выбором траектории. Одним словом, тот Dongfeng совершенно не вызывал отторжения, свойственного многим китайским автомобилям «первой волны». Приделай на него шильдики Mitsubishi – и человек «не в теме» не отличил бы такую машину от настоящего «японца». При том при всем продавали Dongfeng Fengxing MPV у нас всего за 570 тысяч рублей, и это была очень скромная цифра даже по тем временам.
Что же стало с проектом? В августе 2007-го «Техносервис» на правах представителя фирмы Dongfeng получил Одобрение типа транспортного средства на партию из 150 MPV с моторами «Евро-2», в рамках которого ввез в страну для реализации 50 машин. С их помощью выстраивалась сервисно-сбытовая сеть, накапливался опыт эксплуатации.
Тем временем китайская сторона занималась подготовкой и сертификацией модификаций MPV с 2,4-литровым мотором уровня «Евро-3», а «Техносервис» готовил сборочную площадку в ожидании прихода первой партии машинокомплектов. Помню, что с января по май (то есть еще до начала серьезной рекламной кампании) силами нескольких дилеров продали уже 30 из первых 50 минивэнов. То есть потенциал у машины был, и весьма неплохой! Но дальше – дальше приключился известный кризис. Легковое отделение Dongfeng надолго ушло из России, а «Техносервису» в этих условиях стало совсем не до новых проектов. А многие «ДунФэны» из той полусотни штук 2007 года выпуска до сих пор в строю, и нет-нет да и всплывают в продаже на сайтах типа Avito или Auto.ru.
Кстати, ранее мы уже писали про другие весьма интересные автомобили фирмы "Техносервис" - спецтехнику для работы в шахтах.