Найти в Дзене
revbooks

Книга из детства: "Пьюки" Айви Уоллес

Оглавление

Книги о кролике Пьюки - это серия прекрасно иллюстрированных историй, автором которой является английская писательница и иллюстратор Айви Уоллес. В детстве я зачитывалась этими историями, а теперь, будучи уже совсем большой тетей, решила поделиться своими воспоминаниями.

https://pixabay.com/ru/photos/пасхальный-заяц-пасха-кролик-95096/
https://pixabay.com/ru/photos/пасхальный-заяц-пасха-кролик-95096/

"Расскажи, пожалуйста, что такое целое целое состояние? "- спрашивает маленький Пьюки во время своего самого первого появления в мире детской литературы. "Вот это неловко! - отвечает тщеславный зеленый эльф. - На любой другой вопрос в мире я мог бы ответить легко, но вот на этот конкретный? Нет! Жаль!.. Но я знаю это. Может надо подумать о каждом слове отдельно и сложить их? Ты знаешь, что значит "целое"? А что такое "состояние"? Наверное, это и есть ответ". Такая софистика совсем не помогает маленькому белому кролику, который чуть не утонул, пытаясь разделить целое водяное "состояние" лягушки.

Пьюки ушел из дома с палкой за плечом и с привязанным к ее концу красным платком, потому что он никогда не был обычным коричневым кроликом, как все его братья и сестры, а еще у него была тайная печаль: пара пучковых крылышек. А чтобы узнать, что "целое состояние ни на что не похоже... это просто что-то особенное для каждого человека", малышу понадобилась случайная встреча с эльфом, Номми-Ни, который стал его вторым лучшим другом. Эльф рассказывает, что для кого-то "целое состояние" это Здоровье, для других - Деньги, а для третьих - Любовь". Это должна быть любовь, заключает Пьюки, так как он совершенно здоров и не нуждается в деньгах.

Как Пьюки связан с тори

Эта строчка вспомнилась мне, когда я столкнулся с колонкой "Наблюдатель" политического комментатора Мэтью Пэрриса, который сделал поразительное заявление о том, что Пьюки в свое время превратил его в тори.

Айви Уоллес начала серию в 1946 году и выпустила 10 книг в лесном мире коттеджей с жабами и рынков гоблинов, где Пьюки живет и находит свой дом рядом с Белиндой, дочерью одинокого дровосека. Ссылаясь на третью книгу из этой серии, которая называется "Пьюки объявляет Всемирное Право" - в которой наш герой пытается, но не успевает отправить посылку по случаю зимы, - Пэррис писал: "Он [Пьюки] познакомил меня с притчей о том, во что я, должно быть, всегда хотел верить... Маленький кролик понимает и объясняет нам, что времена года имеют цель, что ленивым или глупым животным с плохо вырытыми норами или вкривь и вкось построенными гнездами нужно указывать на их глупость и лень, что каждое существо имеет стимул усердно трудиться".

Как и Пэррис, я впервые столкнулась с книгами, когда мне было около пяти лет, и именно они сделали меня сторонником равенства, потому что когда я читала их, я видела истории о силе сплоченного сообщества и, следовательно, о коллективных действиях. Это наиболее очевидно в книге "Пьюки в поисках дома", где жители Блюбелл Вуд прибегают к гражданскому неповиновению, чтобы победить застройщиков, ведь те собираются сносит дома и освобождать место под дорогу. Во главе с Пьюки лесной народ саботирует все работы по ночам и прячет все инструменты в близлежащем Мрачном лесу. Когда Пьюки ловят и привязывают к мешку, его спасает Большой Кроличий Барабанный Круг, который пугает незваных застройщиков и заставляет их отказаться от своих планов. (Только спустя годы я обнаружила, что кролики действительно барабанят своими задними ногами, чтобы поднять тревогу).

Прошлое и настоящее

Сейчас, когда времена года безвозвратно меняются, а существ с плохо расположенными норами регулярно затопляет или выжигает мстительная природа (проводим аналогию с людьми), истории Уоллес обретают новую жизнь как эко-басни. Ее иллюстрации в том числе включают в себя эльфов с желудевыми шапками и тапочками на буковых мачтах, отсылая нас к книгам Сисили Мэри Баркер "Цветочные феи" 1920-х годов, с изысканным изображениями природы - в частности, с рисунками птиц. Ужасающее столкновение Пьюки с зимой перекликается с нежным Пьюки, а также мы встречаем Ласточек, следим за нами с момента их прибытия, а потом и сезоном их размножения (не забывая про, простите, уродливых лысых птенцов), а позже окунаемся в мгновения британского лета, когда Ласточки собираются улетать в Африку.

Книги имели для меня особый резонанс, так как я любила все, что связано с Африкой - и Ласточки летели именно туда, где бы я и сама хотела оказаться. А еще мне хотелось иметь дом, где-то к югу от Сахары с жарким климатом и ровной местностью, практически лишенной деревьев. Но даже несмотря на это, прохладные леса в мире Уоллеса и заросшие цветами холмы обладали для меня особым волшебством. И по сей день, когда я вижу лягушек, я тут же представляю себе дымоход на крыше и уютное лоскутное одеяльце. А охота за судьбой всегда будет ассоциироваться у меня с отважным маленьким кроликом в голубом комбинезоне, который отправляется на поиски любви. И с собой он обязательно берет только зубную щетку, три желудя и морковку, спрятанные в красный пятнистый платок.