Найти в Дзене
Научный

Почему вакцины так сложно разработать

Оглавление

Краткая история о видах коронавирусах

Первая крупная вспышка коронавируса была почти два десятилетия назад. Поскольку этот вид вируса наделал много шума по всей Азии, предприняли много немедленных усилий для разработки методов лечения и вакцин против нового патогена. Были приняты впечатляющие меры, чтобы обуздать распространение болезни и не дать людям заболеть. Вакцины стояли как жемчужина этих усилий: разработка безопасного и эффективного препарата была бы монументальным достижением.

Примерно десятилетие спустя, после того, как пыль осела на первоначальной вспышке атипичной пневмонии в Азии, на Ближнем Востоке появился новый вид коронавируса, вызывающий сходный спектр симптомов заболевания. Этот новый вид, теперь известный как ближневосточный респираторный синдром (БРС) или как MERS-Cov, прошел аналогичный курс. Опять же, всплыл новый энтузиазм по поводу разработки вакцин.

Теперь, спустя почти два десятилетия от первоначальной вспышки атипичной пневмонии, мы столкнулись с еще одной новой вспышкой коронавируса, на этот раз из Китая. Этот, конечно, быстро распространился по всему миру. Пандемия напоминает о предыдущих двух вспышках коронавируса, но затмевает их по своей передаваемости и летальности. Медицинское сообщество вновь приняло участие в разработке лекарств и вакцин против новейшего штамма коронавируса, теперь известного как Covid-19.


Почему у нас не было вакцины против коронавируса?

Ответ на этот вопрос сложный и выходит далеко за рамки трудной задачи по идентификации и тестированию жизнеспособной вакцины.
В настоящее время более четырех десятков различных вакцин ожидают клинических испытаний. Почти все эти вакцины основаны на молекулярных основах, которые были обнаружены в эпоху атипичной пневмонии и
MERS.

Спрос был большим, но в годы, последовавшие за вспышкой MERS, наблюдалось снижение интереса к разработке коронавирусной вакцины. Исследователи в этой области наблюдали, как финансирование и исследования коронавирусных вакцин падают, когда вспышка утихла.
Объясняется это тем, что вспышки перестают заражать и у всех снижается интерес к тому, чтобы тратить деньги и усилия на борьбу с болезнью, которая, по-видимому, ликвидирована.

Несмотря на постоянную потребность в лечении и вариантах вакцины для коронавируса и других возникающих вирусов, в эти времена исследователям становится все труднее получить поддержку для таких проектов. Часто средства, которые когда-то были доступны для исследований и разработок, истощаются или направляются на различные проекты.

Кроме того, другие вспышки по всему миру привлекают внимание. Когда в 2013 году произошла эпидемия Эболы, внимание к быстро распространяющимся и смертельно опасным заболеваниям быстро отвлеклось от молчащих вирусов, таких как коронавирус. Вскоре после этого начали появляться экспериментальные вакцины против лихорадки Эбола, игнорирующие, казалось бы, длительные и утомительные сроки, которые обычно ограничивают разработку новых вакцин.

Даже сейчас, когда Covid-19 достигает своего глобального пика, новые вакцины и методы лечения были быстро внедрены в клинические испытания и сострадательное использование. Но в последующие годы после прекращения вспышки усилия по продолжению быстрого развития неизбежно снижаются.


Новый вирус, старая наука

Covid-19 в полном разгаре и в настоящее время более четырех десятков различных вакцин ожидают клинических испытаний. Почти все эти вакцины основаны на молекулярных основах, которые были обнаружены в эпоху атипичной пневмонии и MERS. За исключением некоторого прогресса в наших знаниях о жизненном цикле коронавируса, в настоящее время мы более менее подходим к тому, с чего исследования прекратились еще в 2014 году.

Чисто теоретически можно утверждать, что использование информации о коронавирусе, полученном во время вспышки атипичной пневмонии 2003 года, могло бы быть проверено на предмет следующей вспышки - MERS - и, таким образом, могло бы привести к лечению против Covid-19. Фактически, это имело место во время вспышки MERS в 2012 году, но как только эта региональная эпидемия утихла, то же самое сделали и глобальные усилия по разработке такой вакцины.

В условиях, когда мало протестированных лекарств и вакцин, мировое сообщество полагается на меры общественного здравоохранения и меры по социальному дистанцированию для сдерживания этой беспрецедентной вспышки. Эти усилия в значительной степени нейтрализуют распространение Covid-19, но бледны по сравнению с защитной ценностью вакцины.

Если бы после вспышки MERS была доступна жизнеспособная вакцина, у нас теперь была бы, по крайней мере, отправная точка для быстрой разработки новой вакцины. Некоторые вакцины даже обещают будущее всеобщее освещение . Если бы внимание и деятельность по разработке вакцин продолжались и после 2012 года, мы, возможно, уже разработали вакцины такого рода к настоящему времени.

ИТОГ

Искать вакцину, оглядываясь назад на прошлый выбор, можно только частично. Но в прошлом есть уроки, которые могут помочь направить наши будущие усилия по защите от вспышек. Если история должна быть нашим руководством, даже когда текущая вспышка Covid-19 в конечном итоге стихает, то мы знаем, что усилия по созданию вакцины против коронавируса должны продолжаться с тем же энтузиазмом и поддержкой, которые происходят сейчас.