Я, как представитель непосредственно профессии связанной с публичными выступлениями, могу сказать:
«Я до сих пор не могу точно определить, почему выйти на сцену это очень волнительно! Ведь я делал это сотни раз, я знаю всё, что может произойти. Все равно волнуюсь так, что хочется сбежать из театра и выкинуть мобильник, забившись в подвал соседнего города».
Лично я, очень стеснительный человек, и пошел в эту профессию вопреки, нежели, как многие, по «призванию». Мои тотальные зажимы, даже при обычном посещении больниц, иногда вводили меня в такой ступор, что я стеснялся вопроса «Кто последний?» и просто набирался смелости ,что бы следующему новому посетителю ответить: «За мной будете». Грустно, стоять в очередях по 3 часа, хотя пришёл на прием один из первых.
Или все те же очереди, где я приходил и не спрашивал : «Кто последний?», просто ждал следующего новичка, чтобы узнать и встать за ним в очередь.
Да... Смешно... Рад, что вам весело)
Помню единственный раз в школе, когда я участвовал в постановке какого-то спектакля, мне дали половину четверостишия. Половину! Мол, не надо ему давать много, а то от волнения он забудет все. И в итоге, я сказал, только одну строчку из двух.
Сейчас, конечно я научился перебарывать свои зажимы и страхи публичных выступлений, этому меня учили в Щуке... Долго и болезненно. Слава Богу не было таких упражнений, про которые мне рассказывали до поступлений. Мол, студентов, на войну со стеснением и скованностью, отправляли на Арбат попрошайничать деньги или петь песни, да стихи читать.
В моем случае, это было частое выполнение упражнений первым из группы.
- Так, сегодня проведем тренинг на «эмоциональную реакцию». Давай, Женя, выходи, удиви!
В итоге, сказать, что я стал раскрепощенным человеком, нельзя. Но я научился не впадать в ступор. Просто смело бросаешься в огонь, а там вырулишь. У меня много историй, когда мое волнение на сцене вытворяло со мной такие кульбиты, что хотелось освоить «трюк с исчезновением артиста», но все как-то обходилось.
«Волнение» - это нужный элемент актеру, его нервы в этом состояние оголены, эмоциональная откликаемость 200 процентов. Но «Патологическое волнение» - это наверно профнепригодность. Я всегда этого боялся и потому побеждал волнение. Ибо осознать, что эта профессия «не моё», было в тысячу раз страшнее.
Так вот, я размышлял «Почему я так волнуюсь, и не знаю никого в театре, кто бы так волновался, как я, перед выходом на сцену.
Первое к чему я пришел это «Страх забыть текст». Чтобы минимизировать этот ужас, который ждал меня на премьере, учить роль я начинал с первой репетиции. Позднее, я научился не бояться знаменитого «белого листа», это когда у тебя из головы вылетает весь текст, и ты просто не представляешь,как продолжить.
Из любой ситуации на сцене, есть выход - уйти в закулисье (с)
Если серьезно, то забыть текст оказалось не самым страшным. Дальше я понял, что самое страшное - «Что о тебе подумают люди». Это волнует большинство людей и в обычной жизни, но тут еще есть ярлык «хороший или плохой актер». Я больше чем уверен, что разбирать на детали актерскую работу могут немногие, и тем более вынести вердикт хороший ты или нет, мало кому по силам. Есть главное - нравишься или не нравишься. А тут уже, хоть говори Шекспира на 100 языках в сальто, если не понравился, то все, в инстаграме не похвалят.
Когда я понял, что дело не в тексте и далеко не в мнение обо мне, я пришел к выводу, что боюсь потерять контроль, боюсь попасть в неразрешимую ситуацию с партнером по сцене, по вине самого партнера. Я могу отвечать за себя, но не могу за него. Это живой момент, ему в голову сейчас придет изменить рисунок роли, а я что? Но потом и это меня отпустило, чем больше стресса, тем живее и интереснее актёры на площадке .
Конечный результат, к которому я пришёл, я боюсь узнать, что не умею играть. Как бы меня не хвалили, как бы мне не рассказывали, какой я нереальный молодец. Сам себе, я пока ничего не доказал.
Ну или надо сходить к психологу...