С 2017 года российский бизнес столкнулся с изменениями и дополнениями Федерального Закона №54. Его авторы пошли по пути интеграции электронной отчетности в общую систему проверки налогообложения. Практически все юридические лица и индивидуальные предприниматели должны были установить на торговых объектах новые онлайн-кассы, предполагающие хранение электронных версий чеков и иных документов, подтверждающих расчетные акты. Теперь органы ФНС получили возможность отследить каждую операцию подотчетного субъекта в реальном времени без прямого вмешательства.
Как изменился процесс продажи товаров:
В торговых отношениях процесс продажи начал характеризоваться дополнительными признаками:
• Чеком признается физический оттиск информации, который получен при продаже через контроль-кассовую технику современного образца. Рукописные варианты, товарные чеки, оформленные сторонними программами, не допускаются. Возможна передача цифрового формата чека через электронную почту (по требованию клиента или если действие прямо предусмотрено Законом)
• Каждый чек обязательно содержит дату, время и информацию о продавце, наименование товара, его стоимость, сведения о действующем режиме налогообложения и специальный QR-код. Последний позволит быстро перейти на сайт ФНС, где можно проверить информацию о покупке и сообщить о проблеме, нарушении
• Чек выдается при расчете. Незамедлительно. Покупатель передал деньги, значит сведенья о купюре должны быть внесены в кассовый аппарат (ее номинал). После этого выдается фискальный документ
• Акт купли-продажи через онлайн-кассу фиксируется у оператора фискальных данных. После этого доступ к информации о сделке появляется у ФНС
Операция продажи, оформленная без онлайн-кассы и выдачи фискального чека, считается нарушением. КоАП РФ предусматривает наказание за подобное бездействие субъектов предпринимательской деятельности.
Из материалов практики: политика ФНС при проверках применения онлайн-касс показала, что при первом нарушении правил применения ККТ к предпринимателям применяют предупреждение. Следующее неприменение техники будет означать наложение штрафа в размере не менее пяти тысяч рублей.
Правовые основания для проверки
Современного регламентированного законодательства в сфере проверок ККТ нет. Действует специальный Закон, накладывающий на субъектов предпринимательской деятельности обязанность использовать онлайн-кассу. Ответственным государственным органом, осуществляющим надзор за соблюдением законодательства в сфере применения ККТ, назначена налоговая служба. При исполнении обязанностей в ходе проверок бизнеса, сотрудники ведомства применяют устаревший регламент.
В нем есть ряд путей «скрытой» репрессивности применения норм права:
• Сотрудниками ФНС могут применяться контрольные закупки. Под видом покупателя, проверяющие рассчитываются за товар и спокойно уходят. Могут применяться разные методы давления на продавца: просьба купить товар без очереди, подкладывание денег «без сдачи», оговорки о «ненужности чека»
• Вывод о неприменении ККТ может быть сделан сотрудником ФНС на основании аналитических действий. При этом, в законодательстве более точного объяснения таких действий нет
• В ходе проверки использования онлайн-касс, могут применять видео и фото съемку, а могут и отказаться от таких дополнений. При повсеместном использовании современных технологий, правозащитники считают такой формат полезным исключительно для проверяющих органов
• Оспаривание результатов проверки, как процессуального документа, заключает сложности: Закон закрепляет лишь ряд случаев, когда такой акт признается недействительным. Практика показывает, что их применение при вынесении решения о недействительности результатов проверки равен почти нулю.
Спасти предпринимателя от безграничной эмоциональной напряженности и неблагоприятных юридических последствий может правильный алгоритм действий от директора или сотрудников предприятия:
• Попросить у сотрудников ФНС документацию на проверку. Проверить указанные в документе сведения о месте проведения проверки, сроках и лицах, ответственных за ее проведение. При необходимости, зафиксировать нарушения на фото или видеосъемку
• Обязательно попросить предоставить информацию о применении или неприменении ККТ. Предложить снять отчет с онлайн-кассы. Если есть факт неприменения ККТ, уточнить методы фиксации такого факта, его особенности, найти пострадавшее лицо или формат проведения «контрольной закупки» сотрудниками налоговой
• Проверить акт, составленный ФНС по окончании надзорных мероприятий. Изложить свою версию событий в дополнение к акту проверки. При необходимости указать на видеофайлы, фото, показания свидетелей и иные доказательства невиновности субъекта.
Даже полное отсутствие вины подконтрольного субъекта не гарантирует отсутствия юридического наказания, поэтому при вынесении решения об административном правонарушении, его необходимо незамедлительно обжаловать. Обжалование решения о наложении административной ответственности. Согласно Закону, гражданин, который получил постановление о нарушении административного законодательства, имеет право его обжаловать:
• В органе, который может признать решение недействительным (как правило, вышестоящий по юрисдикции государственный орган)
• В суд. Прямое применения своего права. Практика показывает, что суд рассматривая подобные дела, взывает к первоначальному формату подачи жалобы к надзорному органу (ФНС)
При обжаловании необходимо:
• Собрать полные сведения о действиях налоговых органов и их нарушениях в ходе проведения проверки
• Составить грамотное обращение в ФНС с просьбой прекратить рассмотрение административного дела по причине, предусмотренной действующим законодательством
• Прикрепить к обращению фактические данные, подтверждающие свою позицию
После оформления документации, ее необходимо лично передать в орган налоговой службы или направить заказным письмом на официальный адрес ведомства.
Автор: Сергей Лозовой, info@takeiteasy.agency