Найти тему
ЗАПИСКИ МАРГИНАЛА

Библейские герои веры. Петр и Павел

Собор Николы Белого, церковь Фрола и Лавра и тому подобное. В том числе Петра и Павла, к примеру, та же Петропавловская крепость. Почему именно такое сочетание?

Противостояние Петра и Павла традиционно связывается с противостоянием иудео-христианства и анти иудейского христианства. На бытовом уровне это выражалось в споре - нужно ли соблюдать законы Моисея, в частности обрезание и субботу, или не нужно. При этом считается, что противостояние завершилось с принятием канона Нового Завета.

И это по существу всеми повторяется. Но только ли в этом проявилось противостояние Петра и Павла? Попробуем разобраться. Не будем ссылаться на многочисленных как бы комментаторов, а раскроем первоисточник, то есть Библию.

И Петр и Павел были апостолами, но при этом не были евангелистами. Обоих хотя избрал и лично Иисус, но в разное время, разным способом и для разных задач.

Их общая задача была «создать Церковь Мою». Только Павлу идти к язычникам, а Петру к обрезанным, то есть иудеям.

…и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее… Мф. 16:18

Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных — ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников, — и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным… Гал. 2:7-9

А потом, предположительно, объединить их под единым руководством. Иначе каждая поместная церковь будет, что называется, вариться в собственном соку. Ведь еще нет Евангелий и Посланий, тем более нет общего символа веры и тем более канона.

И что же они сделали вместо объединения? Они начали распри. Петр упрекает Павла в неудобовразумительности его сочинений. По существу в излишней мудрости или интеллектуальности. Послушать Петра, так не умом все делать следует, а исключительно усердием.

…как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания. 2 Пет. 3:15,16

Но и Павел не отстает, разве что обвиняет уже в злоупотреблении служебным положением.

Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием. Гал. 2:11-13

Вокруг Петра в апостольской церкви все были в единстве.

Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. Деян. 2:44,45

Только вот на каких условиях? Лидерство Петра, вытеснение ортодоксальных иудеев из их же храма, деление всех верующих на два сорта. Первый – иудеи, принявшие Христа. Второй – язычники, принявшие Христа. Чтобы последним войти в церковь, следовало сначала стать иудеями, в том числе совершить обрезание.

Петр был первым – именно ему Иисус сказал:

и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее… Мф. 16:18

А затем ему же поручил:

…паси овец Моих. Ин. 21:16

В день пятидесятницы после сошествия Святого Духа именно Петр первым выставляет себя.

Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим… Деян. 2:14

Все апостолы ничего в социальном плане из себя не представляли. И вдруг стали во главе церкви. Но они были иудеями. Откуда же им взять иной вариант структуры? Священники и левиты - понятие в иудаизме наследственное, а не выборное. Тоже самое вводит и Петр со товарищи, только вместо Аарона он наверх ставит себя.

Иное дело Павел. Образованный, интеллектуально одаренный, да еще римский гражданин, долго готовился к служению. Но его идеи о служении духовными дарами по всей вертикали отклика не приносят. Пирамида власти прежде всего. Можно сломать эту и на ее месте поставить другую, свою, но это тоже будет пирамида.

И когда они шли в храм…

Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый. Деян. 3:1

Вообще-то храм иудейский, там совершается иудейский культ – что там делать христианам? Вот, она, смена пирамиды власти в действии.

Павел хотел другой церкви – построенной сообразно духовным дарам. А иерархия – это творение Петра. Конечно, особенно с учетом неудавшегося иудейского восстания против римлян, разрушения храма и последующего рассеянья иудаизм отошел на задний план. Но что осталось и расцвело до размеров монстра, так это построение иерархии.

И вот церковь Петра – в руководстве сплошь родственники и друзья, или «нужные люди». Например, почти все римские папы итальянцы.

Павел говорит, что между вами есть разделения.

Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». 1 Кор. 1:12

Но должного значения этому не придает, в чем проявляется его излишняя харизматичность в ущерб организации. Такой весь из себя библейский Троцкий.

Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные. 1 Кор. 11:18,19

Какой плод оставил апостол Павел, если все его оставили?

…никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! 2 Тим. 4:16

Звезда в шоке. С чего опять же он взял, что оставаться в этом мире ему нужнее. Флп 1:21-24. Его послания каждая церковь использует в своих целях, пытаясь обосновать свою исключительность.

Почему Иисус допустил два различных подхода к устройству церкви? Я не знаю. Возможно, как Отец поэкспериментировал на потопе, так и Сын тоже ударился в эксперимент, только уже на церкви, поскольку Отец сказал, что потопа больше не будет.