В данной статье речь пойдет о государственных контрактах Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Центр комплексного благоустройства" ( СПб ГКУ "ЦКБ"), заключенных и находящихся на стадии конкурсных процедур, "пострадавших" от вводимых ограничений при борьбе с заморским вирусом, а также о высоком риске неисполнения государственного задания в 2020 году по реализации государственной программы «Благоустройство и охрана окружающей среды в Санкт-Петербурге», утвержденной Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 № 487 и связанным с этим высоковероятном наложением штрафных санкций на подрядные организации, заключившие контракты или планирующие их заключить.
Каким образом продержаться наплаву проектным организациям и в какие сроки подрядчикам потребуется выполнить этапы работ по контрактам СПб ГКУ "ЦКБ" в 2020 году, чтобы избежать просрочки, мы поговорим ниже.
Сразу же хочется пожелать удачи признанным победителям конкурсных процедур и заключивших контракты в конце марта - начале апреля:
- ООО "СТРОЙТЕХНАДЗОР" - госконтракт на выполнение проектно-изыскательских работ по переустройству объекта зеленых насаждений "Сквер б/н южнее д. 70 корп. 1 по Кондратьевскому пр."
- ООО "ИНТЕКС" - госконтракт на выполнение проектно-изыскательских работ по переустройству объекта зеленых насаждений "Южно-Приморский парк на Петергофском шоссе, между ул. Доблести и д.96 по Петергофскому шоссе, (благоустройство С-В части)"
- ООО "ПРИНЦИП НОВО" - госконтракт на выполнение проектно-изыскательских работ по переустройству объекта зеленых насаждений "Сквер б/н у дома № 54 по М. Балканской ул ."
- ОАО "ССУ-5" - госконтракты на выполнение проектно-изыскательских работ по переустройству объектов зеленых насаждений: Скверы б/н между ул. Кораблестроителей и Новосмоленской наб.
... и хочется предупредить организации, кто еще планирует заключить контракты в июне. У вас будет очень мало времени!
В чем соль?
Согласно письму Вице-губернатора Санкт-Петербурга Евгения Елина от 25.03.2020 № 08-19-852/20-0-1, в связи с необходимостью финансирования мероприятий по противодействию распространения короны в Санкт-Петербурге приостановлены закупки, не связанные с вопросом жизнеобеспечения.
В связи с этим СПб ГКУ "ЦКБ" принято решение о переносе сроков даты окончания подачи заявок на участие в открытых конкурсах в электронной форме на 13 мая с установкой даты рассмотрения вторых частей заявок на 19 мая. При этом заключения контрактов возможно не раньше чем 30 мая.
Это значит, что времени на проектирование останется совсем мало.
Дело в том, что срок исполнения обязательств по контрактам на 2020 год, связанных с разработкой проектной документации на переустройство (восстановление) объектов зеленых насаждений, назначен на 31 октября. При этом, по условиям контрактов решения, принятые в проекте, а также результаты инженерных изысканий, включая смету, подлежат экспертной оценке в ГАУ "ЦГЭ" в счет цены контрактов, то есть за счет подрядчиков, так как авансы заказчиком не предусмотрены.
Речь идет о конкретных закупках:
- Бульвар б/н на Замшиной ул. от пр. Мечникова до Полюстровского пр., № 0372200202320000048
- Малоохтинский парк между Малоохтинским пр., Республиканской ул., пр. Шаумяна и Перевозным пер., № 0372200202320000045
- Сквер б/н на Пулковском шоссе, д.15, корп.2, № 0372200202320000046
- Сад Дубовая Роща на западной стороне Пулковского шоссе от Дунайского пр. до линии Окружной ж.д., № 0372200202320000052
- Мартыновский сквер между Мартыновской ул., Долгоозёрной ул. и Парашютной ул., № 0372200202320000047
- Парк б/н на Клубной ул. между Садовой ул. и Парковой ул., № 0372200202320000051
- Сквер б/н на пересечении Б. Пушкарской ул. и ул. Воскова, № 0372200202320000043
- Дёминский сад на пересечении пр. Обуховской Обороны и Мельничной ул., № 0372200202320000049
- Фруктовый сад между Морским пр. Еленинской ул., Константиновским пр. и Прожекторной ул., № 0372200202320000050
Учитывая продолжительность проведения экспертизы проектной документации по законодательству до 90 календарных дней - Постановление Правительства №145 от 05.03.2007 - (экспертная оценка - консультационная услуга, но регулируется этим Постановлением) срок окончания подготовки проектной документации должен быть не позднее 10 августа.
Соответственно, на проектирование остается всего ОДИН МЕСЯЦ, так как до этого нужно еще получить технические условия владельцев инженерных сетей на их сохранность и согласовать планировочные решения с Комитетом по благоустройству - до 10 июля включительно, провести комплекс инженерных изысканий (геодезию, геологию, экологию, гидрометеорологию) - до 10 июня включительно в соответствии с календарным планом выполнения работ.
Подрядчиков заведомо толкают на невыполнимые условия. Как за 10 дней можно провести инженерные изыскания, если только одна процедура согласования уведомления на проведение топографической съемки или бурения скважин занимает около двух недель? А впереди еще полевые и камеральные работы, согласование отчетов в ГГО КГА, не говоря уже о сверке инженерных сетей!
Подробнее о процедуре читайте на форуме инженеров по согласованиям "Этапы согласования инженерных изысканий в КГА".
Поэтому пени за просрочку первого этапа работ неминуемы.
Что нужно знать, чтобы уменьшить размер неустойки?
В связи с новыми условиями, вступил Федеральный закон, об изменении 44-ФЗ, в том числе. Главный юрист компании "Эксперт Центр" Файзуллина Айсылу Абзаловна, ознакомилась с поправками и дала толковые разъяснения, объяснив на простом языке, что меняется.
В 2020 году стороны госконтракта по взаимному согласию смогут изменить срок его исполнения и (или) его цену (цену единицы товара, работы, услуги), если на прежних условиях госконтракт невозможно исполнить по независящим от контрагентов обстоятельствам. Речь идет об обстоятельствах, возникших из-за распространения вируса или в результате других событий, перечень которых определит правительство. Все изменения нужно вносить с учетом лимитов бюджетных обязательств.
Чтобы изменить таким образом контракт, понадобится решение органа местного самоуправления, правительства РФ или региона. Заказчику нужно будет подготовить письменное обоснование, а поставщику - предоставить обеспечение исполнения контракта в случае, если в результате этого изменения у него появились новые, не обеспеченные ранее обязательства, например с увеличением срока исполнения контракта). При необходимости размер обеспечения можно будет уменьшить по правилам, установленным Законом N 44-ФЗ. Если исполнение контракта было обеспечено деньгами, поставщик и заказчик выполнят перерасчет. При изменении срока исполнения контракта нужно будет определить новый срок возврата средств. Если же контракт был обеспечен банковской гарантией, возвращать ее не будут. По ней не предъявят взыскания, если поставщик предоставит новый документ.
Еще один немаловажный фактор для участников это то, что до принятия изменений за нарушение срока независимо от стоимости этапа пени рассчитывают исходя из цены контракта за вычетом исполненных обязательств исполнения отдельного этапа контракта. Сейчас же будут более детальней рассматривать цены отдельных этапов и пени будут рассчитывать исходя из цены соответствующего этапа за вычетом исполненных по этому этапу обязательств. Данное обстоятельство должно существенно уменьшить штрафные санкции.
В предыдущий период финансовых затруднений в стране законом была предусмотрена возможность списания штрафных санкций, начисленных в 2015 и 2016 годах. Новыми положениям закона данные возможности распространены и на неустойки, начисленные в 2020 году. (Это не 100% избавление от неустоек. Нужно попасть в редкий случай условий, при которых осуществляется возможность избавления от штрафных санкций, поэтому каждый случай нужно будет рассматривать отдельно под лупой).
Ну и самым приятным является то обстоятельство, что если осуществлена закупка у СМП, то новые положения закона позволяют победителю наравне с непредставлением обеспечения исполнения контракта также игнорировать требование об обеспечении гарантийных обязательств (при этом обязательно соблюдая условие о необходимости предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов).
Резюмируя все вышесказанное, можно предположить, что заказчику нужно внимательно подойти к вопросу выбора ответственного подрядчика, имеющего собственную изыскательскую базу (чтобы сократить издержки, связанные с поиском субподрядчиков), а собственно подрядчикам нужно понимать, что успех будет обеспечен только благодаря оперативной и слаженной работе высококлассных специалистов-проектировщиков и наличию штата юристов.