Безумцы у власти.
Мать Карла VI, Жанна Бурбонская, лишилась рассудка в 1373 году. Вероятно, своё безумие сын унаследовал от матери. Став в 12 лет королём, он первое время не демонстрировал никаких отклонений. Более того, это был красивый, хорошо воспитанный, весёлый юноша, вполне заслуживающий своё первое прозвище - Возлюбленный. Так продолжалось до его женитьбы на Изабелле Баварской. Эта принцесса из рода Виттельсбахов, дочь герцога Стефана, прозванного Красавчиком, была со странностями. Помешанная на своей тонкой талии, она сразу же потребовала, чтобы у всех её фрейлин окружность составляла от 25 до 33 сантиметров. Пока она стремилась к этой цели (видимо, моря дам голодом), короля поразила загадочная болезнь. У него стали выпадать волосы и расслаиваться ногти - возможно, на фоне хронического энцефалита. Физически он вполне оправился, но начал, что называется, чудить. Первый приступ буйного помешательства датируется 1392 годом, когда Карл VI возглавил карательную экспедицию против мятежного дворянина Пьера де Краона, нашедшего убежище у герцога Бретонского.
Знойным августовским днём король с рыцарями выступил в поход. Как только он поравнялся с прокаженным, тот неожиданно закричал, что нужно поворачивать назад, иначе быть беде. Карл занервничал и, когда его оруженосец с грохотом задел королевским копьём чьи-то доспехи, пришёл в бешенство. Он закричал, что окружён предателями, выхватил меч и принялся наносить им удары по находившимся рядом рыцарям. Безумец убил четверых или пятерых, пока его не стащили с коня. Впавшего в беспамятство монарха на запряженной волами телеги отвезли в Париж. Поход провалился, страна узнала, что её властелин душевно болен, а амбициозные придворные начали подумывать, как извлечь из этого выгоду.
Под наблюдением лейб-медика Гийома де Арсиньи сознание Карл VI за несколько месяцев как будто полностью прояснилось, но в начале 1393 года приступ повторился. Это произошло на новогоднем маскараде. Королева уговорила нескольких молодых придворных и мужа нарядиться дикарями. Они облачились в костюмы, пропитанные смолой и облепленные паклей - "чтобы выглядеть с головы до ног косматыми и волосатыми". Факелы, естественно, были запрещены. К сожалению, об этом не знал младший брат короля. Он появился в зале в окружении факельщиков, от искры вспыхнул один "дикарь", огонь перекинулся на следующего, и вскоре все семеро участников маскарада, надевших эти несчастные костюмы, включая Карла, вопили и бились в полном соответствии с отведённой им ролью. Четверо скончались от ожогов. Короля спасла герцогиня Беррийская, сбившая пламя своими необъятными юбками. Но пережитое потрясение оказалось слишком сильным: монарх окончательно повредился в уме.
Карл бредил - говорил, что его зовут Жорж, не признавал жену и детей, не считал себя королём. Он бегал по комнатам, выкрикивая проклятия воображаемым врагам, крушил мебель, мочился в штаны. Потом некоторое время считал себя стеклянным и требовал армировать свою одежду железными прутьями, чтобы не расколоться. Это требование было выполнено. Мудрые медики решили действовать по принципу "клин клином вышибают" - сильно напугать короля, чтобы вернуть ему рассудок. Десять придворных, измазав лица чёрной краской, спрятались в покоях больного, а когда он туда вошёл, выскочили и заорали. Как ни странно, лекарство подействовало. Карл несколько недель вёл себя почти нормально, но потом снова зачудил. Во второй раз шоковая терапия не подействовала.
Супруга стала вызывать у Карла глубокое отвращение. Стоило ей приблизиться, как он махал руками и кричал: "Кто эта женщина, чей вид так меня мучит? Чего она хочет?" Неудивительно, что Изабелла спала отдельно, а мужу нашла симпатичную крестьянку Одетту, согласную занять её место. Сама королева завела любовника, которого в один из редких моментов просветления Карл велел утопить в Сене.
Пока король демонстрировал свою недееспособность, за власть в стране боролись сторонники его брата Луи Орлеанского и дяди, герцога Бургундии Филиппа Смелого. Король Англии Генрих V решил напомнить им о правах английских монархов на французский трон, из-за которых, собственно, и началась почти 80 лет назад Столетняя война. Его вторжение и ряд последовавших вскоре громких побед привели к тому, что французская сторона согласилась признать Генриха наследником французского престола и регентом Франции, а Карл VI отдавал победителю в жёны свою дочь Екатерину. В 1422 году зять и тесть умерли, а девятимесячный сын Генриха V Генрих VI был коронован в Реймсе королём одновременно Англии и Франции. Другое дело, что править ему не довелось, против него выступил сын Карла VI - дофин ставший впоследствии Карлом VII Французским. Тем не менее безумный король формально сдал свою страну англичанам. Впрочем, он подарил им не только это. От его дочери Генрих VI унаследовал психическое расстройство, которое в немалой степени способствовало войне Алой и Белой розы в Англии. После тридцати лет междоусобиц британцам стало не до французского наследства.