Найти тему
Инсайт

Демография зацементировала осознание человечеством себя как биологического вида

Свои истоки геология видела в гипотезах, сформулированных полимафами Королевского общества в последние десятилетия 17 века. Английские ученые Роберт Гук и Эдмонд Галлей выдвинули первые узнаваемые "геоисторические" гипотезы, впрыснув в свои теоретические модели систем Земли естественным образом вызванные вицисситудой и изменением. Они оба выдвинули первые однозначные подтверждения идеи о том, что прежние виды вымерли. Вслед за этим на протяжении XVIII века постепенно накапливались ископаемые, пока французский палеонтолог Жорж Кювье в 1796 г. не установил неопровержимые доказательства необратимого исчезновения доисторических животных (применив сравнительную анатомию к мамонтовым молярам).

Всеобъемлющую теорию истории Земли Кювье метко называли "катастрофизмом", поскольку она опиралась на пиротехнические и дрожащие на Землю катастрофы.

Показательно, что ее влияние можно обнаружить в первых литературных и изобретательских работах, посвященных теме вымирания человека. Они принадлежат к кругу романтических авторов и поэтов: Поэма лорда Байрона "Темнота" (1816 г.) экстраполирует стерилизацию нашей биосферы путем рассеивания тепла; "Прометей без связи" Перси Байше Шелли (1820 г.) содержит видение ранее исчезнувшей фауны, заламинированной по всей коре планеты, и драматизирует угрозу присоединения человечества к этому ископаемому пантеону; а Мэри Шелли продолжит писать "Последний человек" (1826), первый полнометражный роман, изображающий поистине глобальный масштаб экзистенциальной катастрофы. Однако она уже упоминала об экзистенциальной катастрофе во Франкенштейне (1818 г.). Она ссылалась на демографический потенциал монстра - если Виктор Франкенштейн сделает его спутницей самки - для того, чтобы спровоцировать вымирание человечества, выведя его из гнезда как конкурирующий вид.

Это подводит нас ко второму ключевому контексту: "политической арифметике" или демографии. Один из первых текстов, посвященных демографии, написанный французским философом бароном де Монтескье, также является одним из первых, в котором упоминается о правдоподобности прекращения существования человечества как биологического вида. В своих "Письмах о преследованиях" (1721 г.) или "Персидских письмах" Монтескье заявляет, что с древности численность населения планеты уменьшилась, и, предприняв "максимально точные расчеты", он затем провозглашает, что "если эта тенденция сохранится, то в течение 10 веков Земля будет ничем иным, как необитаемой пустыней".

На протяжении следующего столетия зарождающаяся область науки о народонаселении породила многочисленные аналогичные экстраполяции. Помимо обретения нового понимания того, что цифры могут быть применены к реальности для предсказания ее долгосрочного будущего курса, рост демографии был решающим фактором роста восприимчивости к нашей экзистенциальной предрасположенности, потому что демография зацементировала осознание человечеством себя в качестве биологического вида.

После работы английского естествоиспытателя Джона Рэя в 1680-х годах "вид" стал определяться как органическая форма, фиксируемая во времени путем полового распространения: таким образом, фокусируя внимание на человечестве как репродуктивном сообществе, политическая арифметика инкулировала "таксономическое самосознание". Это было освящено шведским ботаником Карлом Линнеем в 1758 году, когда он включил в свою систему природы род Homo. Именно в этом столетии мы стали называть себя "человеческим видом". Думая о себе как о разновидности, мы стали способны думать о нашем вымирании как о разновидности.

-2

В своих "Lettres persanes" Монтескье уже признавал головокружительное изобилие природных катаклизмов, которые могут привести человечество "к вымиранию в ширине волос". Он предупреждал, что в игре могут быть любые факторы, которые могут нас уничтожить. Мы живем в "неопределённом состоянии". Это подводит нас к третьему ключевому контексту - консолидации строгого и современного понятия риска и неопределенности.

Политическая арифметика появилась в связи с применением ранней теории вероятности к данным переписи населения. Именно в XVII и XVIII веках математики, от Блеза Паскаля во Франции до Жакоба Бернулли в Швейцарии, впервые приступили к решению проблемы вероятности и численного измерения будущих результатов. Вскоре после этого вероятности были использованы для вычисления шансов того, что сейчас называется "глобальным катастрофическим риском".

В 1773 году французский астроном Жером Лаланда первым применил вероятности к вопросу об экзистенциальной угрозе. Он предсказал вероятность пересечения Земли с кометой 1/76 000. Сенсационное сообщение об этом вызвало панику на улицах Парижа. После этого французский ученый Пьер-Симон Лаплас объявил, что, хотя вероятность такой встречи и мала, она будет возрастать с течением времени. А к 1810 году немецкий астроном Вильгельм Ольберс преобразовал "длинную череду возрастов" Лапласа в точный временной интервал, вычислив, что на одно столкновение приходится 220 миллионов лет. (Для сравнения, современные расчеты показывают, что столкновения на грани вымирания происходят раз в 500 000 лет).

Таким образом, с учетом нового осознания порочности истории Земли, нашего уязвимого положения внутри нее как биологического вида и нашего более широкого размещения в космическом пространстве на фоне блуждающих опасностей, мы, наконец, оказались в состоянии восприимчивости к перспективе вымирания человека. Однако ничто из этого не могло иметь реального значения до тех пор, пока "факт" не был полностью отделен от "ценности". Только полное признание того, что сама Вселенная по своей природе не пропитана ценностью, позволило бы "вымиранию человека" обрести те уникальные нравственные колья, которые выбирают его в качестве отличительного понятия.

Наряду с описанием эмпирического факта, обнаружение вымирания человека требовало пошаговых саморефлексивных размышлений о прилежах (и прецизионных особенностях) аксиологической ценности.