Когда мы смотрим кино, то обычно наслаждаемся яркой картинкой и безудержной игрой актёров. При этом почти не видим, что же у них под ногами, как бы подразумевая, что напольные покрытия в кино не играют особой роли.
В статье мы расскажем о культовом триллере Стэнли Кубрика, в котором полы - не просто фон, а нечто, без чего восприятие фильма было бы неполноценным.
Ковролин в "Сиянии" Стенли Кубрика
Один из главных триллеров в истории про семью пьющего, но закодированного писателя, которая поехала жить-сторожить тихий (как омут) отель на один зимний сезон. Там писатель сходит с ума, потому что жутчайшие соблазны лезут на него из самых разных комнат и коридоров, он пытается убить свою семью, но это у него не получается (во многом благодаря сверхъестественным способностям своего сына), и писатель погибает сам.
Так как большая часть действия происходит в отеле и даётся глазами сына писателя, который ездит на машинке по длинным коридорам, то мы постоянно видим выразительный пол под его ногами.
Другие покрытия видны, когда коридоры отеля наблюдаются писателем Джеком.
Но при чём здесь напольные покрытия?
Кубрик - режиссёр-перфекционист, уделяющий внимание каждой детали - от пуговицах на куртке до марки машины... Его въедливость известна каждому, с кем он работал. Именно поэтому Кубрик использовал более 30 дублей даже для простых сцен фильма, где жена писателя Венди вбегает по лестнице или более 50 дублей для сцены с катящимся мячиком...
На скриншоте ковролин под ногами Денни состоит из необычных форм, напоминающих разомкнутые ромбы с красным ромбом посередине. Чтобы это могло значить? Во-первых, сочетание закрытых и открытых форм напоминает сам отель "Оверлук", который одновременно кажется изолированным от внешнего мира, но всё-таки позволяет героям его избежать. Во-вторых, ромб в центре может обозначать опасность как таковую - трудность побега из отеля. Обратите внимание, кстати, что кофта мальчика точно такого же цвета, что и ромбы. В-третьих, узор, складывающийся из чередований, отсылает к запутанной системе коридоров отеля с их ловушками в конце, где проявляются скрытые страхи обитателей.
Т. е. движение по прямой линии приводит к красному ромбу. Чтобы из него выбраться, нужно достичь следующего элемента узора внешним усилием. Поэтому послушайте, как в фильме громко звучат колёса автомобильчика Денни, когда он едет из узора в узор.
На следующем изображении видно, как мальчик сидит в самом центре ромба, а машинки поставил ровно по периметру - то ли мальчик так создаёт защитную зону для себя от находящихся за периметром опасностей, то ли символизирует эту опасность и трудность выхода из данного пространства.
На следующем скриншоте представлена знаменитая сцена - Денни видит жутковатых сестёр-близняшек. Встречает он их уже не на ковролине с ромбами, а на паркете, застеленном синей ковровой дорожкой. Эта дорожка как раз ведёт к близняшкам - они стоят на самом краю её. И это абсолютно согласуется с их призывами: "Денни, иди к нам, останься с нами. Навсегда". Здесь покрытие символизирует путь - путь в бездну и гибель, на что указывает тёмный синий цвет.
Важны напольные покрытия и для другого героя - Джека, наиболее подверженного соблазнам отеля. Поэтому полы под его ногами скорее символизируют не общую ситуацию, как у Денни, а подавленные желания.
Когда Джек уже начинает сходить с ума и ему видится привлекательная обнажённая женщина, он следует за ней в ванную, двигаясь по ковролину с узором, представленным на скриншоте. Скажите, ничего вам не напоминают центральные фиолетовые элементы? Правильно, по форме они сходны с фаллосами и это логично - повинуясь сексуальному возбуждению Джек идёт по направлению фаллосов в ванную, где ожидает плотского удовлетворения.
Любопытно, здесь не используются яркие цвета, чтобы подчеркнуть сексуальный аспект, а наоборот - тёмный фиолетовый и болотистый зелёный. Для чего? Потому что эти цвета отсылают не к наслаждению, а к грубой мертвенной похоти, которая обнаружится, когда Джек обнимет красавицу, превратившуюся во время объятий в разлагающуюся старуху.
А на этом снимке видно покрытие лимонного цвета - вероятно, тоже ковролин. Он же будет на полу в баре-ресторане, где Джеку примерещится огромная вечеринка и выпивка.
Там в баре официант случайно выльет на Джека коктейль точного такого желтоватого цвета и поможет ему отмыться.
Так что желтоватый цвет отсылает и к безумию мужчины, имеющего скрытое желание выпить и к реализации этого желания. Внутренняя фигура внутри квадратов напоминает крест - этакое лечение от всех проблем. Разумеется, ложное.
В статье мы показали, насколько важным являются напольные покрытия в "Сиянии" Кубрика. Покрытие указывает на страхи, тайные желания и опасности, таким образом формируя ореол ужаса и вообще - визуальную стилистику фильма.
В следующих выпусках расскажем и про другие фильмы.
Подписывайтесь на наш канал и оставляйте замечания в комментариях.