Введение
Многие люди, отправляясь в дорогу, предпочитают поезд. Это удобное и достаточно быстрое средство передвижения. Конечно, поезда не могут двигаться со скоростью самолёта, зато они доставляют людей прямо в нужный им пункт и почти не зависят от капризов погоды.
Железнодорожный транспорт — это транспорт, осуществляющий движение по рельсовым путям и перевозящий пассажиров и грузы. Из года в год растёт поток поездов на железной дороге.
Цель проекта: изучить историю появления железной дороги в России
Задачи:
1. Узнать, когда и где появилась первая железная дорога.
2. Выяснить, нужны ли железные дороги в России.
3. Изучить особенности железнодорожного транспорта.
Первые железные дороги в России
История возникновения наземного рельсового транспорта уходит корнями в далекое прошлое. Известно, что в глубокой древности у людей не было необходимости перемещения крупногабаритных грузов. Все, что необходимо, переносилось на себе. С развитием цивилизации усовершенствовался и транспорт. На воде использовались плоты, затем лодки. На суше – повозки, запряженные животными.
Первые железные дороги в России строились для транспортного обслуживания промышленных предприятий. Во второй половине 17 века для перевозки сырья на рудничных карьерах сооружались лежневые дороги, по которым ходили деревянные вагонетки.
Известно, что уже в 18 веке в России для движения вагонеток на заводских путях применялась механическая тяга, хотя в основном их перемещение производилось вручную или конной тягой.
Первые железные дороги в России появились на горных заводах Алтая и Урала в начале 19 века. В 1810 году на Колыванском заводе на Алтае Петр Фролов проложил железную дорогу длиной в два километра с конной тягой.
Первой железной дорогой общего пользования в России была Царскосельская железная дорога протяженностью 26 км, соединявшая Петербург с Царским Селом и Павловском. 30 октября 1837 года в 12 часов 30 минут поезд, который вел паровоз "Проворный", отправился по железной дороге общего пользования.
Нужны ли были железные дороги в России? А если нужны, то какую дорогу лучше строить? Не станут ли железные дороги причиной ухудшения жизни людей? Эти сомнения были разрешены в феврале 1842 года подписанием высочайшего указа Николаем 1 о сооружении железной дороги Петербург- Москва. 1 ноября 1851 года она вступила в строй. Эта дорога стала образцом для строительства других железных дорог в России.
Поражение в Крымской войне заставило правительство по - другому взглянуть на роль железных дорог. Стало ясно, что мало одной - двух дорог, необходима целая сеть железнодорожных магистралей.
В 1857 году был издан высочайший указ, в котором говорилось: « Железные дороги, в надобности коих были у многих сомнения, признаны ныне всеми сословиями необходимостью для Империи и сделались потребностью народною, желанием общим и настоятельным».
И дело пошло. Можно сказать, что в России начался железнодорожный бум. К 1892 году общая длина всех железных дорог России превышала 30 тысяч километров.
В этот же период началась постройка Великой Транссибирской магистрали. Железная дорога «через всю Сибирь», или, как её называли, Великий Сибирский путь, связала Дальний Восток с центром страны. Если раньше до её постройки путь занимал 5-6 месяцев, то после открытия движения он сократился в несколько раз. Благодаря железной дороге стало возможным добраться в труднодоступные районы.
Огромный опыт возведения железнодорожных сооружений в исключительно сложных условиях в дальнейшем нашёл широкое применения при постройке других дорог.
Во время Великой Отечественной войны железнодорожный транспорт сыграл огромную роль в обеспечении победы Советского Союза над фашистской Германией. С первых дней военных действий от железнодорожников потребовалось обеспечить быструю и бесперебойную доставку к фронту огромного количества войск, боевой техники, вооружения.
Обеспечивая доставку стратегических резервов к фронту, эвакуацию материальных ценностей и людей из временно оккупированных гитлеровскими войсками областей и республик страны, железные дороги стали связующим звеном между фронтом и тылом.
В День Великой Победы из Ростова-на-Дону отправляется в путь ретро поезд, на котором ветераны Великой войны проезжают по местам боев. Проводы необычного поезда превращается в яркое зрелище. Паровоз с красной звездой, военная форма героической поры пробуждают память людей. Они расправляют плечи и с удовольствием поют песни военных лет, танцуют вальс.
В 1974 г. вышло Постановление "О строительстве Байкало - Амурской железнодорожной магистрали", после чего развернулись строительные работы на БАМе: всего предстояло построить 4 200 км. Байкало-Амурская магистраль - одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире - пролегает по территории Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятии и Якутии, Хабаровскому краю. Наряду с Транссибирской магистралью БАМ служит вторым сквозным выходом России к Тихому океану.
С начала XXI века РЖД постепенно выходит из кризиса, строятся новые магистрали, открывается скоростное сообщение.
За последние 40 лет спрос на высокоскоростные железнодорожные сообщения значительно вырос.
17 декабря 2009 г. – начало движения высокоскоростных поездов в России. В Петербурге презентовали самый быстрый поезд в России – «Сапсан». До Москвы на нем можно будет добраться за 3 часа 45 минут. Поезд может развивать скорость до 250 км/ч.
Высокоскоростные поезда превосходят другие виды транспорта по длительности поездок, уровню комфорта и безопасности.
Заключение
В процессе создания проекта я изучил и проанализировал справочную, научную литературу по теме, поработал с энциклопедиями,
использовал Интернет - ресурсы.
Я понял, что с развитием науки железная дорога усовершенствовалась. Были сначала деревянные рельсы, с появлением стали они стали стальными. Железная дорога строилась постепенно. Первая дорога была построена между Москвой и Петербургом. Чтобы построить самую длинную дорогу в мире понадобилось много лет и много изобретателей трудилось над ее улучшением.
Я выяснил, что железнодорожный транспорт – один из видов транспорта общего пользования. Он эффективен для перевозки грузов на средние и дальние расстояния, а пассажиров – на линиях пригородного сообщения и на дальние расстояния. Кроме того, для многих миллионов пассажиров железные дороги страны – это недорогие, безопасные и не зависящие от погоды поездки. Главная задача железных дорог России – обеспечить надежную транспортную связь европейской части страны с её восточными районами.
Считаю, что поставленные мной задачи выполнены, и цель работы достигнута.