Найти тему
Видео дорог России!

видео.Иркутск-Смоленск на автомобиле. Объездная Казани.Татарстан.Серия 72.

Оглавление

Видео

Екатериновка

Екатериновское се́льское поселе́ние (тат. Екатериновка авыл җирлеге) — муниципальное образование в Пестречинском районе Республики Татарстан.

Административный центр — село Екатериновка. Статус и границы сельского поселения установлены Законом Республики Татарстан от 31 января 2005 г. № 33-ЗРТ «Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования „Пестречинский муниципальный район“ и муниципальных образований в его составе».

катерининская слобода казённая при безымянном ключе, 54 версты от г. Чистополь, 256 дворов, 727 мужчин,778 женщин, церковь. Россия, полное описание нашего Отечества Т.6 С. П. Б. 1901 г. стр. 367 "Далее … расположенная русская слобода Екатерининская, имеющая до 2500 жителей, церковь, школу.---Центральный государственный архив древних актов. На первое января 1940 в слободе было 543 хозяйства: 183 двора по улице «ЦЕНТРАЛЬНАЯ», по улице «Брыкаловка» было 114 дворов, 75 дворов по улице «Голодаевка», по улице «Грязновка» было 59 дворов, 36 дворов по улице "Скамейка спродолжением «Порт-Артур», 24 двора по улице «Буяновка», по улице «Тетьвель» 19 дворов, 14 дворов по улице «Бугровка», 11 дворов по улице «Минодорина», 9 дворов по улице «Иерусалим». На селе было 63 фамилии.

Было построено 58 кирпичных домов… Ранее слобода относилась к Чистопольскому уезду Казанской губернии. Согласно ЭСБЕ, в селе числилось 376 дворов и 2322 жителей, действовали церковь и начальное училище. Близ нее сохранялся ров с валом, остаток первой Закамской линии.

Конь

-2

Конское се́льское поселе́ние (тат. Күн авыл җирлеге) — муниципальное образование в Пестречинском районе Республики Татарстан.

Административный центр — село Конь. Статус и границы сельского поселения установлены Законом Республики Татарстан от 31 января 2005 г. № 33-ЗРТ «Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования „Пестречинский муниципальный район“ и муниципальных образований в его составе».

Нептун

-3

История деревни Нептун

Деревня в Пестречинском районе, вблизи автомобильной дороги Казань–Уфа, в 12 км к юго-востоку от с. Пестрецы.

На 2002 г. - 85 жителей (татары).

Полеводство, мясомолочное скотоводство.

Начальная школа, клуб.

Основано в начале 1930-х гг. С момента образования находится в Пестречинском районе.

Число жителей: в 1949 г. - 141, в 1958 г. - 161, в 1970 г. - 147, в 1979 г. - 129, в 1989 г. - 83 чел.

Шали

-4

История села Шали (Шэле)

Село в Пестречинском районе, на автомобильной дороге Казань-Уфа, в 10 км к югу от села Пестрецы. На 2010 год - 2838 жителей (татары).

Полеводство, молочное скотоводство, цех Казанского производственное кожевенное объединение им. В. И. Ленина.

Средняя школа, дом культуры, библиотека, врачебная амбулатория.

Известно с периода Казанского ханства. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 века в селе Шали функционировали 2 мечети (сохранилась одна, построена в 1895 году - памятник архитектуры), 2 медресе, хлебозапасный магазин, 1 ветряная и 2 водяные мельницы, кузница, кредитное товарищество, 6 мелочных лавок. В этот период земельный надел сельской общины составлял 4344 десятины.

До 1920 года село входило в Селенгушскую волость Лаишевского уезда Казанской губернии. С 1920 года в составе Лаишевского, с 1927 года - Арского кантонов Татарской АССР. С 10.08.1930 года в Пестречинском районе. Число жителей: в 1782 году - 186 душ мужского пола, в 1859 году - 1308, в 1897 году - 2217, в 1908 году - 2562, в 1920 году - 2845, в 1926 году - 2538, в 1949 году - 2433, в 1958 году - 2872, в 1970 году - 3455, в 1979 году - 3302, в 1989 году - 3131, в 2002 году - 2953 человека.

* * *

Село Шали - административный центр сельсовета. В состав сельского поселения входят: село Шали, деревня имени ТатЦИКа, село Люткино. Территория Шалинского сельского поселения граничит с Кулаевским, Пестречинским, Конским, Екатериновским сельскими поселениями, Рыбно-Слободским и Лаишевским муниципальными районами.

По деревне имени ТатЦИКа, который входит в состав сельского поселения, течет река «Меша». В село Шали сохранились 8 родников с названиями: «Таскира», «Тапличная», «Карьер», «Норма», «Картан», «Куз», «Ат», «Тау асты».

В 1919 году в селе Шали образовался сельский Совет. Его председателем был Замалетдинов Шайхутдин, заместителем Салимзянов Гиниятулла, секретарем Мухамадьяров Малик.

В 1931 году образовался колхоз имени Мулланура Вахитова. Первым председателем колхоза стал Исхак Саляхиев.

Поселок Тат.ЦИК

-5

История поселка имени Татцика (Татцик исемендәге авыл)

Поселок в Пестречинском районе, на автомобильной дороге Казань–Уфа, в 6 км к югу от с. Пестрецы.

На 2008 г. - 144 жителя (татары).

Молочное скотоводство, овощеводство.

Начальная школа.

Основан в 1930-х гг.

Число жителей: в 1949 г. - 172, в 1958 г. - 131, в 1970 г. - 164, в 1979 г. - 152, в 1989 г. - 123, в 2002 г. - 162 чел.

Карповка

-6

История поселка Карповка

Поселок в Пестречинском районе, в 1 км от р. Мёша, 43 км к юго-западу от с. Пестрецы.
Поселок в Пестречинском районе, в 1 км от р. Мёша, 43 км к юго-западу от с. Пестрецы.

На 2002 г. - 249 жителей (в т.ч. русских - 53%, татар - 44%).

Полеводство, скотоводство.

Начальная школа, библиотека.

Основан в 1950-х гг.

Число жителей: в 1970 г. - 303, в 1979 г. - 161, в 1989 г. - 204 чел.

* * *

Населенный пункт Карповка названа по названию озера Карпово, на сессии Кулаевского сельского совета народных депутатов в 1966 году.

До революции 1917 года Карповка была хутором, заимкой помещицы Тальихи, у которой была усадьба в селе Тогашево, был большой сад. Сама помещица жила постоянно в Петербурге. На заимке помещица построила двухэтажный деревянный дом, в котором жили работники, которые работали на скотном дворе, ухаживали за крупнорогатым скотом, косили траву, заготавливали сено. Была небольшая пекарня, где пекли хлеб для работников. По рассказам 90-летней жительницы (она запомнила помещицу летом 1917 г. в праздник на «Троицу»), на «Троицу» в деревнях около церкви собирались пожилые, молодежь, дети, все нарядно одеты, водили хоровод. Приехала барыня, она была не молодая уже, все ей поклонились, она начала раздавать молодым - деньги, а детям - сладости.

Свершилась революция 1917 года. Поместье разорилось, по бедным семьям раздали коров, лошадей, овец. Помещица сама раздала одежду. На хуторе ничего не ломали, не увозили. Саму помещицу увезли в Казань, там был дом Кикиных, туда свозили всех раскулаченных господ. Тому, кто увозил ее в Казань, помещица дала денег и сказала: «Сейчас нас разоряют, а потом и вас не пощадят».

В годы коллективизации организовывали колхозы и совхозы. В д. Карповка привозили раскулаченные дома и строили для рабочих. На хуторе жили и работали пленные австрийцы, которые в 1914 г. попали в плен. После организации хутора в совхоз пленных стали отправлять домой.

В 1927 г. хутор входит в совхоз Кулаевский, как ферма №2. Первым директором совхоза был товарищ Клюга. В совхозе разводили лошадей, коров, свиней, была пасека. В деревне открыли столовую, где по талонам питались рабочие. Здесь же выдавали хлеб, выписывали мед, сливочное масло. Жизнь шла все вперед, организовали ликбез, который посещали доярки, рабочие, молодежь, а занимались в столовой, школы еще не было. Ликбез просуществовал до 1933 г., потом открыли школу 2-х классов, первым учителем в Карповке был Архангельский, который летом работал пасечником.

Клуба не было, кинофильмы привозил киномеханик на лошади из с. Кулаево и показывал в омшанике.

1941 год – начало Великой Отечественной войны. На фронт ушли многие жители деревни, остались женщины, дети и старики. Во время войны д. Карповка была как подсобное хозяйство от 16 завода г. Казани (Казанское моторостроительное производственное объединение).

В 1955 г. построили здание клуба, организовали передвижку-библиотеку, книги привозили из Кулаевской библиотеки. Первым библиотекарем в Карповке была Сидорова Валентина Михайловна.

Затем Карповка была соединена с д. Арышхазда, как отделение №2 птицеводства совхоза «Кулаевский». В Карповке был построен инкубатор по выводу цыплят, помещения для содержания кур-несушек. Через несколько лет все это было ликвидировано из-за неперспективности. Жители стали разъезжаться в другие места для поиска лучшей жизни.

Карповку передают в колхоз им. Вахитова, а с 1980 г. д. Карповка начала развиваться как подсобное хозяйство Татреспотребсоюза. Построили асфальтированную дорогу, новые дома, здание начальной школы, магазина, кулинарии, контору, машино-тракторный парк, кузнецу, инкубатор с компьютерной установкой для вывода гусят и освоения гусеневодства по венгерской технологии. Завезены племенные гуси из Венгрии.

В 1988 г. проведены работы по водоснабжению и газификации села.

В настоящее время хозяйство занимается разведением гусей венгерской, горьковской и линдовской породы и реализацией продукции.

источник: pestreci.tatarstan.ru

Арышхазда

-8

История села Арышхазда

Село в Пестречинском районе, близ автомобильной дороги Казань-Уфа, в 13 км к юго-западу от с. Пестрецы.

На 2000 г. — 146 жителей (по переписи 1989, русских — 77%, татар — 22%).

Полеводство, молочное скотоводство, свиноводство.

Известно с периода Казанского ханства. До реформы 1861 жители относились к категории помещичьих крестьян (в числе помещиков были А.Н. Толстая, Ю.И. Мейснер, П.П. Толстой, генерал-майор А.Л. Корсаков, Д.А. Корсаков и др.). Занимались земледелием, разведением скота, пчеловодством, колёсным и кузнечным промыслами. В начале 20 в. в селе Арышхазда функционировали земская школа, 3 кузницы, хлебозапасный магазин, 2 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 726,2 дес.

До 1920 г. село входило в Кулаевскую волость Казанского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Арского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Пестречинском районе.

Число жителей: в 1782 г. — 81 душа мужского пола, в 1859 г. — 435, в 1897 г. — 632, в 1920 г. — 835, в 1926 г. — 966, в 1949 г. — 669, в 1958 г. — 625, в 1970 г. — 335, в 1979 г. — 202, в 1989 г. — 174 чел.

Кулаево

-9

История села Кулаево

Образовалось село Спасское Кулаево после взятия Казани Иваном Грозным в 1552 году. Первым здесь поселился татарин Кулай (в переводе с татарского – удобный). Казанское ханство было разбито, тысячи русских людей были освобождены из плена. С целью укрепления русского государства Иваном Грозным был издан Указ о выселении лиц татарской национальности на 40 вёрст в окружности Казани и заселении русскими людьми в течении короткого времени. Откуда же население Спасское Кулаево?

-10

В 1735 году на средства помещика Ивана Фёдоровича Люткина была построена каменная церковь. Открылась она к празднику Спаса. С тех пор село стало именоваться Спасское Кулаево. По говору жители села ближе к северной костромской группе. «Писцовые книги города Казани говорят, что служивые люди Люткины получили в Казанском уезде деревни Кулаево, Тагашево, Уланово, Куюки, в которые были переведены крестьяне из поместий близ Углича и Костромы». Из архивных сведений за 1885 год известно, что «село при речке Шемёлка на Нагайском торговом тракте, от города 29 вёрст». Крестьяне, жившие близ церкви, придерживались старообрядческих порядков. Позднее они были выкуплен казанскими купцами – раскольниками и до 200 семей переселились в Казань, некоторые из них впоследствии сами стали купцами. С их выходом церковь осталась в конце села.

В 1882 году в селе был ряд пожаров, в которых сгорела большая часть села - 172 двора. На 1885 год в селе осталось 370 женщин и 365 мужчин, русской национальности. В селе была каменная часовня, хлебный магазин (деревянный), два красильных заведения, кузница, мелочная лавка, одно питейное заведение.

Усадьба почётного гражданина Апакова Измайла Исхакова, купца первой гильдии, имела 9 домов, водяную мельницу, пасеку, 771 десятины земли. Земля эта с мельницей и питейным заведением была преображена им в 1867 году. Прежние владельцы: Варвара Николаевна Пьехачева (по первому мужу княгиня Долгорукова), которой это имение досталось от матери – коллежского советника Анны Ивановны и брата Александра Стрелковых в 1844 год. Им же принадлежало 1272 десятины в даче «Пустошь Шали» (Лаишевского уезда).

В 1877 году при содействии приходского священника А. Бокова была открыта земская школа. А в 1888 году всё имение было скуплено очень богатым помещиком Осипом Яковлевичем Молотковым, который, по рассказам старожилов, имел ещё имения в Сорочьих горах, Крыму и чайную плантацию в Китае.

В 1890 году Молотковым был построен двухэтажный особняк с балконом в 300 м. от берега реки Мёша. Приезжал Молотков в имение нечасто, больше здесь находились его дети. Все дела вёл управляющий в имение. Помещик умер в 1915 году в Сорочьих Горах, а отпевать его привозили в Кулаевскую церковь. После его смерти имение перешло к сыну – Якову Осиповичу, который нередко приезжал в село на машине (диковины того времени) и детям, бежавшим за машиной, бросал медяки и конфеты.

Когда власть перешла к Советам, управляющий имением и прислуга бежали, прихватив с собой всё, что смогли увезти. Двухэтажная помещичья усадьба (среди селян «Белый дом) стоит до сих пор. Долгое время, до 1987 года на верхнем этаже был детский сад совхоза «Кулаевский», а нижний этаж использовался под жильё. В одной из комнат нижнего этажа, некоторое время располагалась сельская библиотека.

Исстари, спасс-кулаевцы славились как отличные кузнецы, валяльщики, плотники. В селе отмечали три престольных праздника: Никола Летний – 22 мая, Никола Зимний – 19 декабря и Спас – 14 августа. В 1914 году в волостном селе Кулаево насчитывалось 138 хозяйств. В 1919 году на земле бывшего помещика Молоткова было образовано советское хозяйство «Центросоюз». В него вошли владения бывшей помещицы А.Е. Паллихи (в районе д. Карповка). Это был первый совхоз в районе. В 1922 году «Центросоюз» был переименован в совхоз им. Григорьева. Туда и пошли Кулаево (с революцией первое название села «Спасское» окончательно утратило своё название), Барановка, Крутовка, Карповка.

В 1929-30 гг. началось массовое вступление крестьян в колхозы и совхозы. В совхоз «Кулаевский» объединились 27 единоличных хозяйств, 100 хозяйств входило в колхоз «Новая жизнь».

Первым председателем колхоза был Сергей Архипович Луканихин, а организатором создания колхоза был Павел Семёнович Афанасьев (погиб в 1942 г.). Название колхозу «Новая жизнь» дала учительница Суганова Екатерина Ивановна.

Первым директором совхоза «Кулаевский» был Ключа Г.Е. Первым коммунистом села была Тихонова Александра Филипповна, она же была председателем и секретарём Сельского совета. Первыми комсомольцами были: Якимочев Дмитрий Сергеевич, который в 1932 году по комсомольской путёвке уехал на Дальний Восток, Сергей Афанасьевич Спиридонов (погиб на фронте), Кабанов Николай Алексеевич.

Не прошла мимо села и волна раскулачиваний. Репрессии, также коснулись этих мест. Пять жителей села были увезены в неизвестность. Архипов Егор Панфилович посажен за анекдот. Бочкарёв Павел Петрович, Суворов Василий Логинович, Кочережкин Пётр Иванович были посажены за критику. Осипов Кирилл Иванович участник первой мировой войны, был в плену. Говорили, что был очень умным и начитанным человеком. В кругу друзей им были сказаны слова «... Мы идём не по ленинскому пути». Этого было достаточно, чтобы быть увезённым в воронке. Погиб в штрафном батальоне под Сталинградом. Его имя высечено на плите Малахова Кургана.

История школы

Первая церковно-приходская школа была открыта в1869-70гг., где был всего один класс, а в 1877 году сходом граждан села и при содействии приходского священника А. Бокова в селе была открыта земская начальная школа из двух классов.

Первой учительницей стала Суганова Екатерина Ивановна (1853–1953 гг.), которая проработала в школе 69 лет.

Екатерина Ивановна Суганова родилась в селе Елагино в 1853 году. В 1871 году, окончив женское Епархиальное училище, была направлена на работу в школу, в село Спасское Кулаево. Здесь был всего один класс. В 1877 году в селе была открыта земская начальная школа. Отсчёт истории школы ведётся именно с этого времени.

С 1888 года эта школа стала трёхклассной, а с 1906 по 1939г имела статус начальной четырёхлетней. С 1940 по 1961 годы школа именовалась семилетней, а с 1961 восьмилетней. Тогда ещё были живы деревни в округе Кулаева, ученики со всех сторон стекались в Кулаевскую школу. Стало тесно в старых стенах, и в селе была построена средняя школа. В 1978 году была построена новая школа, а в 1981 году был открыт 9 класс.

Первый выпуск учащихся 10 класса Кулаевской средней школы был в 1983 году, а уже через семь лет, в 1990 году выпускался первый выпуск одиннадцатого класса.

Первое Мая

-11

История поселка Первое Мая (Беренче Май)

Поселок в Кукморском районе, в верховье р. Мёша, в 30 км к югу от пгт Кукмор.

На 2002 г. - 36 жителей (татары).

Полеводство, скотоводство.

Основан в 1940-х гг. С момента образования находился в Таканышском районе. С 01.02.1963 г. в Сабинском, с 12.01.1965 г. в Кукморском районах.

Число жителей: в 1970 г. - 189, в 1979 г. - 123, в 1989 г. - 57 чел.

Богородское

-12

История села Богородское

Cело в Пестречинском районе, на р. Нокса, в 19 км к западу от с. Пестрецы.
Cело в Пестречинском районе, на р. Нокса, в 19 км к западу от с. Пестрецы.

На 2000 г. - 592 жителя (русские).

Полеводство, скотоводство.

Средняя школа, дом культуры, библиотека.

Основано во 2-й половине 16 в. как Починок Сафаров, с начала 17 в. современное название. В дореволюционных источниках известна также под названием Успенское. До 1860-х гг. жители относились к категории государственных крестьян (бывшие экономические, до 1764 г. монастырские). Занимались земледелием, разведением скота, огородничеством, пчеловодством. Православный приход в селе образовался в начале 17 в. Последняя из существовавших здесь церквей (Успения Пресвятой Богородицы) была построена в 1883-88 гг. В начале 20 в. в селе функционировали земская и церковно-приходская (открыта в 1870 г.) школы, 3 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1733 дес.

До 1920 г. село входило в Кулаевскую волость Казанского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Арского кантона Татарской АССР. С 14.02.1927 г. в Казанском сельском, с 04.08.1938 г. в Столбищенском, с 26.03.1959 г. в Пестречинском районах.

Число жителей: в 1782 г. - 135 душ мужского пола, в 1859 г. - 417, в 1884 г. - 571, в 1920 г. - 929, в 1926 г. - 1013, в 1949 г. - 543, в 1958 г. - 528, в 1970 г. - 468, в 1979 г. - 490, в 1989 г. - 578 чел.

* * *

Село Богородское, или, как оно называлось в древности, Сафаров починок, находится на территории Пестречинского муниципального района Республики Татарстан. Поселение находится на берегу реки Нокса, на древнем Ногайском торговом тракте. Судя по самому раннему из известных названий этого населённого пункта, можно предположить, что оно существовало ещё до покорения Казанского ханства русскими.

Первые достоверные сведения о нём были найдены в писцовых книгах середины XVI века. И первые века его истории, как русского поселения, непосредственно связаны со становлением и образованием в Казани Спасо-Преображенского мужского монастыря (к сожалению, в 20-е годы XX века этот уникальный памятник, располагавшийся в Казанском Кремле, слева от Спасских ворот, был варварски разрушен). Так как монастырь находился в городе, то параллельно с созданием монастыря шло и создание скита («филиала», где сосредоточено монастырское приусадебное хозяйство) со своей церковью. Этим скитом и было поселение Богородское.

Интересное предание передаётся в Богородском из уст в уста. Якобы, когда Иван Грозный шёл с войском на Казань, он обошёл её с востока (значит, он должен был выйти на древний торговый Ногайский тракт, на котором и расположено село Богородское). На том месте, где сейчас стоит церковь, он встретил трёх монахов, которые уже давно проповедовали в этих краях православие. Царь был очень удивлён, приказал войску остановиться и срубить на этом месте молитвенный дом. Отслужив в нём молебен, царские войска пошли на Казань и, после осады, взяли город.

По словам местных жителей, первым священником в Богородском был крещёный татарский князь. У известного историка и краеведа XIX века И.А. Износкова мы можем найти подтверждение этому: «В Казани, во времена Грозного, жили три брата княжеского рода Исхаковых. Старшего звали Нырсой, среднего по крещении назвали Василием (как раньше его звали – неизвестно), младший же, Искак, по крещении … назван был Исааком.

По взятии Казани святитель Гурий, крестив Василия и Искака, рукоположил их во священники, первого в Дюртели (Мамадышского уезда), а второго в Богородское (Казанского уезда)».

В описи монастырских земель 1567 года, составленной через 15 лет после взятия Казани, село описано довольно подробно: «Починок Сафаров на реке Ноксе, а в нём крест, пашни доброй земли 5 четей, да перелогу 20 четей в каждом поле, да зарослей и дубров пашенных к тем полям 15 десятин; сена по реке Ноксе и по дубровам 100 копен; лесу пашенного и неопашенного по смете 50 десятин. Да у того ж починка монастырская мельница Большое Колесо, а у мельницы двор монастырский, а живёт в нём мельник старик Яким».

К 1603 году благосостояние монастырских земель возросло, село уже переименовалось в Богородское. В описи монастырских земель 1603 года содержатся следующие сведения: «Село Богородское, а Сафаров починок тож на реке Нокса, а в нём храм древян Успения Пречистыя Богородицы, монастырское строение, а в церкви образы и книги, и всякое строение мирское, двор монастырской, а в нём живут старцы из монастыря наездом, переменяясь, да два детёныша (работника); на монастырском же дворе двор коровей… Пашни монастырские 22 чети с осминою, пашут Богородского села крестьяне, …крестьянских дворов 10, пашни пахатные крестьянские 45 четей в каждом поле, …сена по реке и …по дубровам 100 копён, лесу неопашенного 50 десятин».

Подобному расцвету жизни села в немалой степени способствовало одно трагическое событие в истории России. В Богородском об этом сохранилось следующее предание. Когда в 1591 году в городе Угличе было совершено убийство царевича Дмитрия, горожане подняли бунт, поймали и умертвили убийц царевича. В этом самосуде принимали участие жители близлежащего села Богородское. Весть о бунтовщиках дошла до царя Бориса Годунова. Он приказал разделить село, в котором жили свидетели убийства и зачинщики народной расправы, на четыре части и расселить его по окраинам царства русского, от греха подальше. Одну часть крестьян отправили под Казань, где они поселились в Сафаровом починке и дали ему название своей исторической родины – Богородское. Время не укротило боевой дух переселенцев, и когда в 1774 году в крае появился Емельян Пугачёв, они снарядили и отправили к нему, по словам старожилов, отряд из 200 человек под предводительством Герасима Иванова. Фамилия Ивановы в селе не сохранилась, но распространена фамилия Герасимовы.

Первая церковь – «храм древян», упоминаемая в описи 1603 года, сгорела в 1700 году. В том же году был построен другой деревянный храм, также освящённый во имя Успения Пресвятой Богородицы. Об истории его строительства можно прочитать у инспектора Совета Казанского Общества Археологии и Этнографии Н. Сорокина: «Жители были очень огорчены, оставшись без церкви, всю вину в несчастьи сваливали на тогдашнего церковного старосту; ему не было прохода от односельчан, его все оскорбляли и упрекали в нерадении. Оставалось несчастному отправиться в Казань и там подыскать какого-нибудь благодетеля, который бы взял на себя постройку нового храма. Но тщетно обращался староста к именитым гражданам и богатым русским купцам, - никто не хотел ему помочь. Когда, таким образом, надежда была почти потеряна, вдруг отыскался один зажиточный татарин, у которого срублена была новая деревянная мечеть, которую он думал поставить в Казани. Будучи тронут неподдельною горестию и отчаянием старосты, добрый магометанин пожертвовал ему свою мечеть. Вот этот-то сруб был перевезён в Богородское и превращён в православный храм, чем все односельчане остались очень довольны. К сожалению, имя жертвователя не сохранилось в памяти народной».

Новая деревянная церковь простояла в селе до 1883 года. К этому времени население разрослось настолько, что храм перестал вмещать всех желающих.

Богородцы разобрали его и подарили бедному селу Бима Лаишевского уезда, где он простоял ещё около ста лет. В 80-е годы XX века этот уникальный памятник старины и человеческой доброты был кем-то варварски сожжён.

В конце XIX столетия в селе была построена на том же месте третья по счёту, на этот раз уже каменная, церковь по проекту П.Е. Аникина. Инициатором и главным организатором строительства, шедшего с 1883 до 1888 года, был священник Иван Васильевич Веселицкий, служивший в Богородском с 1870 по 1888 годы. Его же стараниями в 1870 году была открыта школа, она помещалась в доме дьячка Александра Яковлевича Кубасова – первого учителя этой школы. Через год школа была расширена и превращена в земскую, где обучались 55 мальчиков и 13 девочек. На содержание учебного заведения ежегодно выдавалось 663 рубля. Первым учителем земской школы был сын А.Я. Кубасова – Фёдор Кубасов. Вместе с ним преподавали две учительницы, одна из которых, Варвара Петровна Ардамонова, продолжала свою преподавательскую деятельность до 1930 года, воспитав не одно поколение жителей села.

Благодаря рассказам самых пожилых жителей села удалось восстановить старинные названия его улиц и происхождение этих названий. Улица, проходящая по центру села до церкви, носила название Коноплянка. В старину здесь находилось конопляное поле. Растение это шло на изготовление холстов и канатов, причём не только для личных нужд, но и для нужд армии. Из зёрен конопли добывали масло, жмых шёл в пищу.

От церкви Коноплянка переходит в Жировку. О происхождении такого названия рассказала 94-летняя жительница села Михеева Анна Васильевна: «До революции на нашей улице жил один еврей. Он держал лавку, где торговал маслом и жиром. За покупками к нему приезжали со всей округи. Поэтому и прозвали улицу Жировкой».

Перпендикулярно улицам Коноплянка - Жировка проходит Грабиловка. Через эту улицу проходила дорога, соединяющая шумбутский спиртовой завод с Казанью. По ней круглый год двигались подводы с разными товарами из Крящ-Серды, Шалей, Читы, Колокомерки. На этой улице располагался кабак, куда заходили проезжающие. Часто подводы загулявших торговцев обворовывали, отсюда и название улицы, данное, видимо, потерпевшими – Грабиловка. Параллельно Коноплянке расположена Чехловка. В дореволюционной России женщины носили специальный головной убор, скрывавший волосы. Такой предмет одежды назывался «чехол». Его шили из ткани или вязали из льняных ниток. Так вот, однажды женщины, жившие на описываемой улице, поссорились и подрались этими самыми чехлами. За что улицу и окрестили Чехловкой.

В 1917 году свершилась Великая Октябрьская революция. Организаторами новой революционной власти и земельной реформы в селе были Яков Изосимович Харитонов – участник штурма Зимнего дворца и бывший лейб-гвардии кавалерийский капрал Александр Константинович Сергеев. Был организован комитет бедноты, председателем которого избрали Фёдора Ивановича Полушкина.

Но весна 1918 года не принесла желаемого мира - в стране шла гражданская война. Казань оказалась в руках белогвардейцев и белочехов. Одна из линий обороны Красной Армии проходила через Богородское и близлежащие сёла – Гильдеево, Чернопенье, Кощаково.

Село Богородское связано с именем известного революционера Мулланура Вахитова. Именно в Богородском он был захвачен в плен белогвардейцами. О том, как это произошло, стало известно из показаний старожилов – очевидцев тех событий: Ф.И. Филиппова, Ф.Н. Полушкина, А.А. Сергеева. Каким-то образом, возможно через родственников, сочувствовавших контрреволюции, белым стало известно о местонахождении Вахитова. 17 августа они прибыли в село, арестовали трёх красноармейцев, охранявших революционера, и, захватив его самого, доставили сначала в дом торговца мясом М.М. Изотова, а потом вывезли в Казань, в Плетнёвскую тюрьму. Очевидцы рассказали, что арестованный был в тёмных очках и с бородой, но перед отправлением в Казань очков и бороды у него уже не было. По селу в этот день шли разговоры о том, что схвачен большой красный комиссар. Трёх красноармейцев – Г. Валеева, К. Садырова и Я. Батыршина белые расстреляли на площади села ранним утром 19 августа. Сейчас в память об этих печальных событиях на месте расстрела бойцов стоит стелла, а на стене школы висит мемориальная доска.

Отгремели залпы гражданской войны, сельчане вместе со всей страной приступили к строительству новой жизни. В 1924 году была закрыта церковно-приходская школа. В 1930 году закрыли церковь и выселили из села всех священнослужителей. В церкви устроили позже колхозный склад, в доме попа разместился сельский совет, в доме дьякона сначала была маслобойня, затем клуб. Тогда же раскулачили всех зажиточных крестьян и выслали их вместе с семьями. Одной из таких семей была семья Кирсановых. Это были очень трудолюбивые люди, у них было много сыновей и ни одной дочки. У каждого сына имелся добротный дом и крепкое хозяйство. Кирсановы делали сани и телеги, славившиеся далеко за пределами села. Семья эта имела различные сельхозмашины – соломорезки, жатки, сеялки. На время сельхозработ они нанимали батраков. Шимарина Евдокия Семёновна вспоминала, как она девочкой, вместе с родителями работала у Кирсановых. Весь день они работали в поле, а когда возвращались, их ждали горячий хлеб и огненные щи. Взрослые получали плату деньгами, а девочке давали ещё ленточку или бусы, чему она была несказанно рада. Сохранились воспоминания старожилов о кирсановском чудо-колодце. Вода в нём была солоноватой на вкус, и люди её не употребляли. Зато её с удовольствием пила скотина и, что удивительно, больные животные от этой воды поправлялись. К сожалению, колодец был замусорен и утерян, и мы можем только предполагать, что в нём была минеральная вода.

В 1931 году был организован колхоз «14 лет Октября», в него вошли 19 дворов. В хозяйстве было 15 плугов, 20 борон, 20 лошадей. Председателем был избран Алексей Алексеевич Харитонов. Тогда же был создан сельский совет, председателем которого был избран Яков Изосимович Харитонов. Одновременно с этими структурами образовалась комсомольская ячейка, во главе которой встал бывший балтийский моряк Иван Яковлевич Коновалов.

Весной 1934 года все жители села состояли в колхозе – коллективизация была завершена. За хозяйством закрепили 1500 гектаров земли. Весной 1935 года в колхоз прибыли три трактора со столбищенской МТС, трактористами на них были назначены В.И. Самарцев, Н.Я. Коновалов и М.Ф. Филиппов. Первым счетоводом стал С.В. Сорокин. В 1935 году был получен солидный, по тем временам, урожай – 16 центнеров с гектара. Хозяйству вручили именное Красное знамя и автомашину-полуторку. В 1937 году в нашем селе появились первые пионеры, а первым вожатым стал А.А. Игумнов.

Однако мирная жизнь продолжалась недолго – началась Великая Отечественная война. На фронт из Богородского сельского поселения ушли 155 человек, а вернулось – всего 52. К сожалению, последний юбилей Победы встретили всего семь ветеранов: Козловский В.П., Калистратов И.Р., Токранов И.О., Бобрихин И.А., Зайнуллин Г.К., Ежков Е.И., Ивойлов А.П.

На судьбе Андрея Поликарповича хотелось бы остановиться подробнее. В школьном музее хранится копия его тетради с воспоминаниями. Это, пожалуй, бесценный документ. История человека, прошедшего войну, окружение, три лагеря - настоящий учебник истории для подрастающего поколения. Андрей Поликарпович всю жизнь до и после войны проработал учителем, поэтому воспоминания его, написанные живым эмоциональным языком, читаются на одном дыхании. Он никого не обвиняет, старается быть предельно честным и откровенным. Вот что, например, он пишет о начальнике немецкого концлагеря в Бельгии: «Начальником лагеря был немец-старик. Он был пленным солдатом в России в Первую мировую войну и работал у нас где-то около Красновидово, в Камско-Устьинском районе. Любил шампанское и каждый день был навеселе. Он часто распевал на русском языке свою любимую песню: «Вольга-Вольга, мать родная, Вольга, русская река…»

Или вот прибытие наших бывших немецких военнопленных в Башкирию, в фильтрационный лагерь: «Встретили нас здесь с музыкой и с музыкой завели в ворота лагеря, огороженного колючей проволокой. Музыканты вышли, и часовые, стоявшие у ворот, вмиг – ворота на запор».

Андрею Поликарповичу пришлось пройти через 3 лагеря: фашистский концлагерь в Бельгии, американский лагерь репатриантов во Франции и, наконец, советский фильтрационный лагерь в Башкирии. Но лишь об одном лагере он написал следующее: «Два с половиной месяца пребывания в фильтрационном лагере, в Алкино-2, я не забуду всю оставшуюся жизнь!»

Во время чтения воспоминаний Ивойлова, выяснилась одна прелюбопытная деталь о наших союзниках-американцах, характеризующая их не с лучшей стороны. «Наши сограждане, находившиеся в лагере репатриантов, избрали себе в старшие бывшего лётчика, человека высокообразованного, владевшего несколькими иностранными языками. Он узнал, что американцы готовят нас для отправки в Африку на подземные работы. А советскому посольству ничего не было известно о нашем лагере. Тогда лётчик предложил каждому репатрианту отдать однодневный паёк шоколада для нужного дела. Он за часть этого шоколада уговорил часовых французов выпустить его из лагеря. За оставшийся же шоколад он нанял таксиста до Парижа. Наше посольство, действительно, ничего не знало об этом лагере. В этот же день наши союзники были вынуждены признать факт сокрытия», - пишет Андрей Поликарпович. Воспоминания ветерана содержат много интересной и познавательной информации. Это неисчерпаемый материал для дальнейшей поисковой работы.

В отсутствии мужчин, вся работа легла на плечи женщин, стариков и детей. За рычаги тракторов сели Е.В. Волостнова, А.И. Калистратова, А.П. Козловская.

Во время войны наши односельчане работали на заготовке дров по всему Татарстану, на торфозаготовках, участвовали в расчистке казанского военного аэродрома, помогали раненым в городских госпиталях, строили знаменитый «Казанский обвод». В военные годы в нашем селе функционировало подсобное хозяйство Татвоенкомата.

После войны жизнь в селе постепенно наладилась. В 1951 году произошла электрификация. В 1953 году в состав Богородской начальной школы вошла семилетняя школа из соседнего села Куюки. Так в селе появилась восьмилетняя школа. Её учащиеся занимали в районе первые места в спортивных состязаниях и смотрах художественной самодеятельности.

В 1962 году произошло укрупнение колхозов. Три колхоза, «Правда», «14 лет Октября», имени Л.М. Кагановича, объединились в один большой колхоз «Знамя», который возглавил наш односельчанин А.М. Филиппов. В 1969 году колхоз реорганизовали в совхоз «Пригородный». Он специализировался на откорме крупного рогатого скота. Руководителем снова стал уроженец нашего села – М.Ф. Малкин. При нём в село пришёл баллонный газ, был проведён водопровод, построен детский сад и здание администрации совхоза.

К сожалению, Великая Отечественная война оказалась не последней, в которой погибли наши соотечественники. В декабре 1979 года 40-ая армия была введена в Афганистан. Самым скорбным итогом афганской войны является гибель наших солдат и офицеров. В школьном музее есть экспозиция «Воины-интернационалисты». Она посвящена погибшим воинам-афганцам Пестречинского района: Кирюшину Н.Д., Мархабину И.И., Перчкову Е.А., Саликееву Г.Н. Самое большое место в экспозиции занимают материалы о Николае Кирюшине – выпускнике Богородской школы. Его родные в своё время передали в дар школьному музею военную форму, документы и письма Николая. Вот строки из письма, написанного им 21 февраля 1985 года, за два дня до гибели: «Вот скоро и февраль пройдёт, наступит первый месяц весны. От нас уже собираются улетать грачи и скворцы, а к вам будут прилетать. Здесь скворцы не гнездятся и не поют, как у нас в Татарии. Они здесь летают стаями. Теперь я понял – тёплые страны это даже для птиц не Родина, а лишь временная поездка на курорт». 23 февраля 1985 года гранатомётный взвод, где Кирюшин был старшим гранотомётчиком, поддерживал атаку мотострелковой роты. Огнём из автоматического гранотомёта Николай подавил три огневых точки противника, но сам был смертельно ранен. Он награждён медалью «За боевые заслуги» и орденом Красной Звезды (посмертно). Похоронили цинковый гроб с телом героя в его родном селе Куюки.

А село продолжало жить и развиваться. В 1981 году построили двухэтажную школу, которая в 1985 году стала средней. От новой автомагистрали Казань – Набережные Челны в село проложили асфальтовую дорогу. В 1996 году в село пришёл попутный газ. В 1997 году совхоз стал ООО «Газовик», принадлежащим ООО Таттрансгаз. В 1999 году в Богородском был построен производственный комплекс, состоящий из мельницы, хлебопекарни, колбасного и молочного цеха. В 2002 году была сдана в эксплуатацию теплица, где выращивается более 20-ти сортов роз. Эти предприятия обеспечили десятками рабочих мест не только богородцев, но и жителей близлежащих населённых пунктов.

В последнее время происходит значительный рост численности населения села за счёт приезда новых жителей из разных уголков Татарстана и стран СНГ. Если до 1960 года население здесь было чисто русским, то сейчас, по спискам Совета местного самоуправления, в Богородском проживают ещё и татары, крещёные татары, армяне, грузины, узбеки, евреи, чуваши, греки. Что отрадно, все эти люди живут в мире и согласии, без межнациональной розни. И черта эта характерна не только для нашего села, она является характерной для нашей республики. В ней свободно чувствуют себя не только люди разных национальностей, но и разных вероисповеданий. Например, в Богородском, в данный момент, идёт не только восстановление церкви, разрушенной после революции, но и строительство мечети.

источник: Краеведческий музей «Моя малая родина» Богородской средней школы

Гильдеево

-14

История села Гильдеево

Село в Пестречинском районе, на р. Нокса, в 18 км к западу от с. Пестрецы.

На 2002 г. - 67 жителей (русские).

Полеводство, скотоводство.

Известно с 1646 г. До 1860-х гг. жители относились к категории государственных крестьян (бывшие экономические, до 1764 г. - монастырские). Занимались земледелием, разведением скота, пчеловодством, огородничеством, маслобойным промыслом, изготовлением дровней. В начале 20 в. в селе функционировали земская школа (открыта в начале 1890-х гг.), 3 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 2296 дес.

До 1920 г. село входило в Кулаевскую волость Казанского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Арского кантона Татарской АССР. С 14.02.1927 г. в Казанском сельском, с 04.08.1938 г. в Столбищенском, с 26.03.1959 г. в Высокогорском, с 01.02.1963 г. в Пестречинском районах.

Число жителей: в 1782 г. - 140 душ мужского пола, в 1859 г. - 503, в 1897 г. - 822, в 1926 г. - 1040, в 1949 г. - 405, в 1958 г. - 328, в 1970 г. - 241, в 1979 г. - 164, в 1989 г. - 111 чел.

Чебакса

-15

История села Чебакса

Село в составе Советского района Казани, на реке Киндерка, в 13 км к югу от железнодорожной станции Высокая Гора.

Предприятие "Агропромэнерго".

Неполная средняя школа, библиотека.

Основано в 1557 году. В дореволюционных источниках известно также под названием Покровское. До 1860-х годов жители относились к категории удельных (до 1797 года - дворцовых) крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, пчеловодством, извозом. Во 2-й половине 19 века село Чебакса стала крупным центром кузнечного ремесла. Изделия чебаксинских мастеров (кованые решетки, балконы, лестничные перила и др.), отличавшиеся высоким художественным мастерством, пользовались большим спросом в Казанской и других губерниях России. В начале 20 века в селе Чебакса функционировали Покровская церковь (построена в 1861-63 годах), земская школа (открыта в 1872 году), ремесленный класс (1893 год), 40 кузниц, 4 ветряные мельницы, 1 пивная, 1 казенная винная, 2 мануфактурные, 5 мелочных лавок. В этот период земельный надел сельской общины составлял 2416,6 десятины.

До 1920 года село входило в Кощаковскую волость Казанского уезда Казанской губернии. С 1920 года в составе Арского кантона Татарской АССР. С 14.02.1927 года в Воскресенском, с 01.08.1927 года в Казанском сельском районе, с 04.08.1938 года в Столбищенском, с 26.03.1959 года в Высокогорском, с 01.02.1963 года в Пестречинском, с 12.01.1965 года в Высокогорском районах, с 28.12.2007 года в подчинении администрации Советского района Казани. Число жителей: в 1646 году - 149, в 1782 году - 287 душ мужского пола, в 1859 году - 1008, в 1897 году - 1257, в 1908 году - 1230, в 1920 году - 1558, в 1926 году - 1577, в 1949 году - 1097, в 1958 году - 1080, в 1970 году - 863, в 1989 году - 337, в 2002 году - 345 человек. (русские).

Литература: Очерки истории Высокогорского района Республики Татарстан. Казань, 1999 год.

Малмыж

-16

Малмыж

Опубликовано чт, 10/04/2014 - 22:23 пользователем Андрей Александрович
ID: 74254
Малмыжский районТип: городСтатус: существующий н.п.

[источник сайт komanda-k.ru, автор статьи Кэп, 18.08.2013]

Малмы́ж — город (с 1780) в России, административный центр Малмыжского района Кировской области. Основан во второй половине 16 – го века. Центр одноимённого района. Расположен в южной части области нар.Шошма (приток р.Вятка). Через город проходит автомагистраль Киров – Вятские Поляны, расстояние по ней до г.Кирова около 300 км, до ближайшей железнодорожной станции В. Поляны – 57 км.

Население – 10.5 тыс. человек (1993 г.)
Население 8,8 тыс. чел. (2010).

Город расположен на реке Шошма недалеко от места её впадения в рек Вятку, в 294 км от Кирова. В переводе с марийского название города означает «место отдохновения, место отдыха».
Недалеко от Малмыжа в старые времена реку Вятка пересекал Большой Сибирский тракт (южная ветка, Московский тракт).
Малмыж связан с историей народа мари (вятские марийцы), около города находится могила князя Болтуша, про которого сложены многие марийские легенды!
В городке (и в окрестностях) также много татар, бежавших сюда после взятия Казани царем Иваном Грозным.
До марийцев здесь проживали племена удмуртов (одо-мари), которые постепенно были вытеснены на левый берег Вятки.

Малмыжцы с гордостью говорят: «МАЛМЫЖ – ВТОРОЙ ПАРИЖ!!!»

История Малмыжа. Основные даты.
1580 г. в Малмыже построены крепостные стены.
1780 г. Малмыж включён в состав Вятского наместничества.
1802 г. построен Богоявленский собор.
1819 г. открыта больница.
1827 г. открыто мужское приходское училище.
1838 г. открыто уездное училище, позднее преобразованное в высшее трёхклассное начальное училище.
1861 г. начал работать телеграф.
1875 г. открыта ремесленная школа.
1878 г. открыта женская ( с 1905 г. - гимназия).
1910 г. открыта мужская гимназия.
1918 г. стала выходить газета «Известия»; открылась аптека, детский сад, национальный педагогический техникум.
1920 г. образован музей местного края.
1921 г. открыт русский педагогический техникум.
1931 г. вступил в действие ремонтно – механический завод.

-17

Перефразируя известно выражении о Вятской земле историка Н.И.Костомарова, можно с уверенностью сказать, что нет ни чего вятской истории темнее Малмыж и округи его. Причина этого кроется в том что до конца 18 –го века город (как и Яранск, Уржум) административно подчинялся Казани. Вот и получилось, что с развитием краеведческих исследований в стране и в Вятском крае - Малмыж оказался на периферии интересов исследователей казанских и вятских, занимавшихся историей собственно своих регионов. Между тем Малмыж чрезвычайно интересен во всех отношениях, что обусловлено его географическим положением, пёстрым национальным составом населения, весьма своеобразным прошлым.

Известный на Руси как «город не город, деревня не деревня», шутливо прозванный собственными жителями Отдохновенском «как полагают, в переводе с марийского имя города означает «место отдохновения (сна)», попавший в озорную поговорку о трёх всемирно известных городах (Париж и Мамадыш), Малмыж долгое время являлся олицетворением дремучей провинции. Даже в конце 19 –го века он был, по выражению побывавшего здесь инженера путей сообщения и известного писателя Н.Г.Гарина-Михайловского, «как и все богоспасаемые русские города», похожие друг на друга «по застою, тишине, апатии и отсутствию страстей и злоб дня».

Типичный глубинный город с единственным трёхэтажным зданием. Чем он может быть интересен? Но именно в Малмыж отправлял письма Лев Толстой. Именно Малмыж попал в одну из эпитафий баснописца А.Измайлова, оказался в воспоминаниях видного государственного деятеля минувшего века Ф.Вигеля, отразился в письмах польского демократа Генриха Каменьского. Именно сюда, не учтя географии, привёл пугачёвцев в «Чёрном годе» Г.Данилевский, а много позднее «мещанин города Малмыжа» оказался в ряду героев пастернаковского «Доктора Живаго»…раздник -  день города Малмыж

Дата рождения города в паспорте Малмыжа чётко не проставлена. Не случайно областные власти, на метив в 1984 году ряд мероприятий по празднованию 400 – летия Яранска, Уржума и Санчурска, про Малмыж и не вспомнили. Но малмыжане не растерялись – от праздновали у себя юбилей своими силами. И, кажется, не плохо, хотя на таком же основании городу можно было отсчитать и отрезок 500 –летней длинны. Ибо, возникнув в далёкие времена как резиденция подвластных Казани марийских князей, Малмыж встретил русских покорителей края в качестве укреплённого пункта. Не хотели свободолюбивые марийцы подчинятся власти московского государя, вот и послал он в 1553 году на Вятку Данила Адашева, «брата» своего, попавшего потом в немилость любимца. Велено ему было, гласить летопись, «с вятчины и с детьми боярскими… стояти по Каме и по Вятке».

Один из отрядов Адашева после не продолжительной битвы, во время которой погиб предводитель марийцев князь Болтуш, завладел Малмыжем. На всякий случай, как пишет в неопубликованной статье «Останки древностей в г.Малмыже» уроженец подгорной Пахатно – Ильинской слободы известный учёный С.К.Кузнецов, «покорённые были наделены в изобилии лесом, лугами и пашнями, а для предупреждения возмущений были поселены в городе 40 стрельцов». Эти стрельцы и явились первыми русскими в беспокойном крае, куда к тому же после падения Казани устремились переселенцы с исконных татарских земель.

Около трёх десятилетий боролся небольшой стрелецкий отряд, собиравший вокруг себя, по словам местного историка С.В.Шубина, «беглых, не желающих платить подати по писцовым книгам, преступников… и всяких тунеядцев», с иноплеменниками, не гнушась, кстати, не какими методами.

Герб города Малмыж
Герб города Малмыж

Частые стычки с татарами и марийцами, во время которых погибло не мало русских, явилось причиной построения в 1580 году в Малмыже крепостных стен и усиление его гарнизона ещё двадцатью стрельцами, присланными из Нижнего Новгорода. Несколько укреплённых мест и наблюдательных башен появилось и в окрестностях Малмыжа, в результате чего татар удалось усмирить,

Однако с Москвой затеяли настоящую войну марийцы. Для борьбы с ними в 1584 году был построен ряд населённых стрелецкими гарнизонами крепостей (наиболее крупные из них – Уржум, Яранск, Царевосанчурск). В том же году в Малмыж из Нижнего Новгорода прибыло ещё двадцать стрельцов. В качестве пригорода Малмыж вошёл в состав Казанского уезда, а после возведения крепостных стен население его стало увеличиваться за счёт выходцев из самых разных земель. Со временем появился городской посад, окружённый на всякий случай деревянной стеной. В этом «остроге» жили так называемые бобыли, обрабатывающие земли стрельцов за хлеб и сено, а в последствии составившие посадское сословие.

Стрелецкий отряд в Малмыже регулярно пополнялся и в 18 веке, но не увеличивался, тогда как посадских людей становилось всё больше. Они то и составили основное население города, превратившись в купцов и мещан. Кроме прибывавших в город по своей воле, в него попадала московская администрация по долгу службы, а так же не угодные правительству лица.

Разношёрстность Малмыжского населения способствовала бесконечным стычкам между населявшими город групп. Особенно непримиримыми были друг другу стрельцы и бобыли. Разные по нраву и обычаям, они честили друг друга «кыргызами» и «острожниками». Для подобных наименований и у тех, и у других были, впрочем, все основания, так как многие бобыли, как известно, появились в Малмыже, спасаясь от закона, а в стрелецкий гарнизон входили разного рода «черкесы» и «служили иноземцы». В 17–ом веке появляются в Малмыже пришельцы из собственно вятской стороны и из Перми.

О национальном составе Малмыжа той поры судить трудно. Несомненно одно: населили город не только русские. Естественно присутствовали разные вероисповедания. Известно, что с Малмыже отдельно от православного кладбища существовало и другое, где на ряду с самоубийцами и опившимися погребали язычников, мусульман и евреев.

В 1780 году управлявшийся из Казани Малмыж в качестве уездного города вошёл в состав вновь образованного Вятского наместничества. Тогда же ему был пожалован герб с изображением ястреба, «коих в окрестностях сего города великое множество». В 1797 году Малмыж оказался «за штатом», а в 1817–м вновь стал « по Высочайшему повелению» центром уезда.

В 18–ом веке Малмыж представлял собой по сути дела большую деревню, жители которой занимались земледелием, огородничеством, собирательством и рыбной ловлей. Выгодное расположение города на Сибирском тракте способствовало появлению здесь купечества, но и к середине 19–го века торговля в нём была весьма не значительной. Вот что сказано об этом в статье, опубликованной в 1841 году в «Вятских губернских ведомостях».

«Ярмарок не бывает, пристани нет, а потому большая часть малмыжского купечества не живёт в городе, а в разных селениях уезда. Главнейшие предметы торговли: суконные, бумажные и щелковые товары, а так же сахар и чай. Мещане торгуют разными мелочами… необходимыми для домашнего потребления… Торговля в городе бывает только по средам и субботам… Материалы для торговли купцы покупают большей частью на нижегородской ярмарке, а мещане получают из города Казани.

Фабрик и заводов в городе нет. Из ремесленников находятся: сапожника, портные и кузнецы. Говоря вообще, жители живут не богато. Причина этому – близость торговой Казани, снабжающей окрестный город всем необходимым».

А вот что говорится о занятиях малмыжан в документе, составленном в 1887 году:

«Около города два завода – пивоваренный и кожевенный. В городе разных питейных заведений 17 и 4 постоялых двора, лавок и магазинов – 38 и 9 амбаров – складов для скупаемого здесь хлеба, который нагружается в баржи весной у самого города. Сюда весной при разливе речки Шошмы с реки Вятки заходят пароходы, в летние же месяцы пароходы пристают в селе Гоньба. В 9 верстах от города. От села гоньба сообщение удобное по Сибирскому почтовому тракту…»

В 1903 году в городе торговцем Г.Хамидуллиным был основан лесопильный завод, оснащённый по последнему слову техники. В это время здесь уже были заводы: Кирпичный, пивоваренный, красильный, поташный, торговало около ста лавок. В 1904 году на восьми малмыжских фабриках и заводах работало 35 человек. Продукции ими производилось немного более чем на 21 тыс. рублей в год, и реализовывалась она, как правило, в приделах городской черты.

Экономическим связям города с другими регионами России очень помогло бы проведение через него железной дороги, блестящее изыскания которой провёл Н.Г.Гарин – Михайловский. Однако линии Казнь – Екатеринбург суждено было пролечь через уездное село Вятские Поляны – ныне крупный промышленный центр, продукция предприятий которого известна не только в стране, но и за её приделами.

После революционные годы несколько «опромышлили» Малмыж. В 1931 году, например положено начало довольно крупному ремонтно – механическому заводу. Появились и предприятия местной промышленности.

Как изменился на протяжении веков облик города на реке Шошма?

Сначала это типичная деревня. Затем – город – крепость с бревенчатыми стенами, внутри которого находился «Государев двор» с деревянной церковью, личные хозяйственные и жилые постройки. В 1785 году крепость полностью уничтожил огонь.

В 1802 году в городе был построен действующий ныне каменный Богоявленский собор. Архитектура прочих зданий была чрезвычайна проста.

А вот характеристика Малмыжа середины 19 - го века, данная в упоминавшейся статье С.В.Шубина.

«…Два глубоких рва с небольшими протекавшими в них источниками, делят город на три части. В первой главной части города, находится площадь с деревянными лавками, по середине которой пролегает Сибирский тракт. Во второй части, лежащей между рвами, находится каменная соборная церковь С башнею. В третей части за вторым рвом находится каменный винный завод, подвал и довольно обширный на каменном фундаменте деревянный казённый лазарет, построенный на самом возвышенном месте.
Для сообщения между частями города сделаны через рвы два деревянных моста…
Домов каменных в Малмыже нет, деревянных считается 157… Примечательных зданий в городе нет».

Описание 1887 года тоже не приводит каких то серьёзных изменений:

«В городе три церкви: собор, кладбищенская и домовая в тюрьме… 
Город имеет при 3,5 тыс. жителей обоего пола 3 каменных дома и более 300 деревянных…»

В 1905 году в городе уже 44 каменных здания, (33 из них магазинные лавки) и 432 деревянных. Треть улиц – мощёные. Есть водопровод, керосиновое освещение. Работают почтово – телеграфная контора, общественный банк. К 1910 году появляются общественный сад и богодельня.

Каких – либо примечательных по архитектуре сооружений не было построено в городе и в советское время. Ныне самое высокое малмыжское здание – трёхэтажное здание администрации и три жилых трёхэтажных дома. В последнее время появились: новый почтамт и Дом культуры.

Пожалуй, первым очагом культуры в русском Малмыже стала деревянная церковь. Синтез сосредоточенных в ней искусств был направлен на то чтобы побуждать в людях добрые чувства.

Вторая половина 18 - го столетия знаменательна тем, сто он попал на страницы популярной тогда литературы путешествий. Первым малмыжским историком по праву можно считать Н.П.Рычкова. Именно в его «Дневных записках путешествия… по разным провинциям Российского государства» находим описание города, рассказ о его прошлом.

Второй важной фигурой явился А.Н.Радищев, описавший впечатления своего невольного путешествия в Сибирь в дорожном дневнике. Правда Малмыж в «Записках путешествия в Сибирь» (1790 год) не отмечен, но непосредственно прилегающая к нему местность запечатлена с зоркостью талантливого стороннего наблюдателя.

В 1850 году Малмыж посетил польский философ и историк Генрих Каменьский, возвращавшийся из вятской ссылки на родину, а в марте 1853 года другой вятский ссыльный М.Е.Салтыков – Щедрин. Интересно что позднее в Малмыже нашёлся экземпляр единственного на Вятке авторского издания «Губернских очерков» М.Е.Салтыкова – Щедрина.

-19

Это косвенные данные культурного развития Малмыжа. А вот прямые. К 1819 году в городе появляется первая больница. В 1827 году открывается мужское приходское училище, а в 1838 – уездное училище министерства народного просвещения, преобразованное со временем в Александровское высшее трехклассное начальное училище. В 1878 году – время открытия женской гимназии (гимназия с 1905 года), причём мужская гимназия появилась значительно позже – с 1910 года. В 1875 году местным земством открыта ремесленная школа.

В 1861 году, несколько раньше, чем в Вятке, в Малмыже заработал телеграф, а ещё через четыре года потомственный почетный гражданин К.П.Пантуфьев двумя сотнями книг положил начало городской публичной библиотеке.

Большой клан малмыжских градоначальников и купцов Батуевых дал отечеству двух выдающихся людей – знаменитого земца А.П.Батуева и известного анатома Н.А.Батуева. В 1854 году в подгорной Пахотно – Ильинской слободе родился известный этнограф, археолог и историк С.К.кузнецов, автор многих, не утративших значение до сего дня трудов. Многие малмыжане учились в Казанском университете. В городе родились металловед Н.А.Минкевич, инженер водного транспорта А.Г.Лежнин, специалист по методике литературы П.М.Арбузов, энтомолог К.И.Попов.

Аамятник марийскому князю Болтушу (Полтыш)
Аамятник марийскому князю Болтушу (Полтыш)

Будучи местом политической ссылки, Малмыж приютил НАТО или иное время участника кубинской революции 1896 года Н.Г.Мелнтьева, академика С.А.Зернова, пролетарского писателя А.П.Бибикова, большевиков Н.М.Величкина, В.Г.Горохова, А.А.Горбачёва. Последний организовал в Малмыже в 1902 году первую в Вятской губернии первомайскую демонстрацию.

Будучи центром огромной территории, в которую входили части нынешних Удмуртской и Татарской АССР, Кильмезский и Вятскополянский районы Кировской области, уездный Малмыж был издавна местом притягательным для стремившихся к образованию и культуре представителей четырёх народов: русских, татар, удмуртов и марийцев.

В конце 19 –го века в Малмыж стал широко известен в стране благодаря «мултанскому делу», когда удмурты из села Старый Мултан были обвинены в человеческом жертвоприношении. Вся прогрессивная Россия встала на их защиту, и процесс был в конечном итоге выигран, во что не малую лепту внёс писатель В.Г.Короленко. Вскоре после этих событий в Малмыже и некоторых селениях уезда побывал будущий писатель – романист В.Ян, описавший свои впечатления в ряде интересных очерков.

Удмурты «Малмыжской области» попали даже в этнографический бестселлер - книгу англичанина Д.Фрезера «Золотая ветвь».

Марийские танцы на фестивале
Марийские танцы на фестивале

В конце 80 – х годов 19 –го столетия земством была открыта в Малмыже татарская школа с преподаванием на родном языке. Здесь существовала мусульманская библиотека. В 1901 году в Малмыже родился известный хирург С.М.Курбангалиеев. Историю отом как правоверный мусульманин обращал язычников марийцев в православную веру, за что был наказан малмыжским муллой, находим в «Былом о думах» А.И.Герцена.

Малмыж – это один из центров провинциального книгопечатания. В конце 19 – го века собственную типографию здесь имел учитель Н.Н.Черемшанский. В 1896 году в ней были напечатаны высоко оцененные до этого Н.К.Михайловским «Монологи» писателя и земского деятеля А.Н.Баранова, работавшего тогда в Малмыже техником по планированию селений и переписывающегося с самим Львом Толстым. Книга написана в виде монологов пристрастившегося к спиртному интеллигента, прозябающего в провинциальной «дыре».

Особняком стоят две книги, изданные Н.Н.Черемшанским. Первая – «Ответы мусульманину не его возражения против христианства» - принадлежит перу уездного инспектора народны училищ Н.Н.Одигитриевского (1910). С большим интересом читающая публика встретила а 1913 году вторую книгу жившего «На покое» в Малмыже профессора С.К.Кузнецова «Древнерусская метрология», представляющая собой курс его лекций, читанный в Московском археологическом институте. По полиграфическому уровню издания Н.Н.Черемшанского ничуть не уступали продукции столичных типографий.

Фестиваль Дружбы народов (костер дружбы) в Малмыже
Фестиваль Дружбы народов (костер дружбы) в Малмыже

Существовала в Малмыже и ещё одна типография – местного товарищества. В издательской деятельности она была менее активна, специализируясь почти исключительно на выпусках материалов земства. Самым примечательным её изданием является написанная уездным агрономом А.Н.Машковцевым брошюра «Поездка крестьян Малмыжского уезда в Моравию» (1915 г.).

В начале 20 –го века Малмыж, по словам одного из старейших вятских писателей М.М.Решетникова, представлял собой «типичный уездный городок дореволюционной России …, но утопал в садах и патриархальной тишине. Ни каких культурно – просветительских учреждений, кроме мужской гимназии, женской гимназии и городского училища, да ещё маленького кинотеатра «Жизнь – игра», в городе не было. Не притязательный эстетический вкус основного населения городка вполне удовлетворял соловьиные песни, доносившиеся из ближних рощь, да ещё … лягушачьи концерты».

Тихую жизнь провинциального городка взбудоражила Октябрьская революция.

В начале 1918 года в Малмыже стали издаваться «Известия» уездного исполкома совета крестьянских, рабочих и солдатских депутатов. Был открыт Народный дом, ставший центром местной культуры более чем на десятилетия.

В 1918 году в Малмыже появились первые за всю жизнь уезда аптека и детский сад. В последующие два года была проведена реорганизация учебных заведений: в городе открылись шесть школ первой ступени и три – второй. Местные советские работники посещали так называемый рабочий факультет. В городе функционировали педагогические курсы, на основе которых в 1921 году был создан русский педагогический техникум. Профессиональная женская школа давала ученицам навыки кройки и шитья, существовала и школа садоводства.

"Бруклинский мост" в Малмыже через Шошму
"Бруклинский мост" в Малмыже через Шошму

Сентябрь 1918 года – время открытия в Малмыже национального педагогического техникума, подготовившего за десятилетие своего существования свыше ста преподавателей для татарских, удмуртских, марийских школ. В городе собирались съезды нацменьшинств, выходила газета и журнал на татарском, бюллетень на марийском языках.

Малмыж 20 – х годов запечатлел на своих картинах оказавшийся здесь волей судеб чехословацкий художник Зацепа. Более 30 лет поживал здесь художник А.В.Фищев, автор интересных воспоминаний о своей жизни, вышедших в 1985 году отдельной книгой в Волго – Вятском издательстве.

Характеризуются эти годы появлением в Малмыже первой государственной телефонной станции и звукового кино, школы «Леспромуч» (готовила лоцманов, сплавщиков, работников лесного хозяйства), движением «Долой неграмотность!».

В 1935 году образован районный архив, сосредоточивший со временем в своих фондах свыше 36 тыс. дел – живых свидетелей истории Малмыжского, Кильмезского и Вятскополянского районов.

Частыми были смотры народных талантов, успешно работала городская библиотека и краеведческий музей.

В ноябре 1941 года в Малмыж был эвакуирован Московский областной педагогический институт вместе с такими учёными, как языковед С.И.Бернштейн, историк А.З.Манфред, географ И.П.Никшич, математик М.А.Знаменский, психолог И.И.Арямов. Во главе института в 1941 – 1943 годах стоял доцент Н.И.Молодых. Не мало выпускников малмыжских школ той поры стали студентами вуза, окончив его уже в послевоенные годы, поскольку институт осенью 1943 года вернулся в столицу.

Студенты и преподаватели МОПИ, живя одной жизнью с малмыжанами, выступали перед населением города и района с докладами лекциями, ставили на сцене Дома культуры пользовавшиеся большим успехом спектакли.

Весной в 1942 году в Малмыже в семье декана исторического факультета МОПИ А.Г.Калягина родился сын Александр Калягин – ныне известный актёр театра и кино.

Послевоенное развитие культуры Малмыжа связано с вводом в эксплуатацию кинотеатра «Колос», появлением новых клубов и библиотек, музыкальной школы.

Татарские танцы на фестивале
Татарские танцы на фестивале

С 1982 года Малмыжский районный краеведческий музей стал филиалом Кировского государственного объединенного историко – архитектурного и литературного музея. Вместе с работниками центральной районной библиотеки сотрудники музея организовали для школьников клуб «Краевед». Музей часто представлял свои залы под выставки, благодаря чему малмыжане в последние годы имели возможность познакомится с дымковской игрушкой, книжными раритетами, картинами Кукрыниксов, Н.Н.Жукова, А.В.Фищева. Сейчас музей обживает выделенное ему просторное здание, и есть надежда, что мечта первых краеведов создать все условия для изучения малой родины получит, наконец, своё воплощение.

Для социально - культурного развития города на Шошме разработана специальная программа, включенная в депутатский наказ. Проводится реконструкция исторического центра города. С января 1990 года в Малмыже для татарского населения трёх южных районов области стала издаваться газета «Дуслык» (с татарского – Друг), пришедшая на смену той, что дублировала районную «Сельскую правду».

В Малмыже ежегодно проводятся татарский праздник урожая - Сабантуй, налажены прочные культурные отношения с соседними Татарстаном и Марий Эл.

Таков ныне город Малмыж с марийским названием и русско- татарским населением.

Малмыж с Болтушиной горы
Малмыж с Болтушиной горы

Население
русские - 6202, татары - 3410, марийцы - 325; удмурты - 162, украинцы - 20, другие национальности - 32.

Современность
Население города менее 10 тысяч человек. В городе не действует ремонтно-механический завод (РМЗ), не действует спиртовый завод, маслозавод. Имеются культурно-образовательные учреждения (школы, ДК, музей и т. д.). Заасфальтированы только центральные улицы. Местное население, незадействованное на заводах, в основном, занимается сельским хозяйством и торговлей.

В 1590 году была выстроена первая деревянная Знаменская церковь. Антиминс для нее освятил будущий патриарх московский Гермоген (в то время митрополит Казанский и Астраханский). В 1788 году на месте деревянной церкви, сгоревшей при пожаре, началось строительство каменного собора, которое было окончено лишь в 1802 году. Освящен собор был в честь Богоявления Господня.

Как указывается в «Ведомости о церкви» за 1893 год (впрочем, такие ведомости составлялись ежегодно и до 1893 г.), «Сей собор построен в 1802 году частию пожертвованием прихожан, а больше пожетвованием от доброхотнодателей». В 1852 году теплый храм был расширен «по плану и фасаду». Были пристроены коридор и колокольня с двумя теплыми палатками с устройством пневматической печи. Собор трехпрестольный. Главный храм – Богоявления Господня, правый престол в честь иконы Казанской Божьей Матери, левый – Николая Чудотворца. По штату положено – протоиерей, три священника, диакон и три псаломщика. Причем, на 1893 год, «жалования священноцерковнослужителям ни от кого ни откуда не получается, а содержатся они добровольным подаянием прихожан». «Земли при соборе находится сенокосной 29 десятин 1830 сажень, план и межевые книги имеются».

До революции в соборной ризнице хранились многие малмыжские святыни. В частности: в ризнице хранилась хоругвь с изображением Господним, с которой шли на взятие Малмыжа стрельцы Адашева. Перед правым клиросом в холодной церкви висел образ «Спас Царский», подаренный на основания крепости в 1580 году царем Иваном Грозным. Сей образ долгое время находился на башне ворот крепости, отчего ворота и башня стали называться Спасскими, а улица, прежде называвшаяся Ильинскою, стала называться Башнеспасскою. После пожара 1785 года образ был перенесен в Знаменскую церковь, а в последствии, в собор. До 1840 года в ризнице хранился антиминс, подписанный будущим патриархом Гермогеном. (По мнению историка Шубина С.В. после 1840 года антиминс был передан в ризницу вятского кафедрального Троицкого собора). Икона Ильи Пророка, принесенная стрельцами и Нижнего Новгорода и положенная в часовне первого русского кладбища, впоследствии так же находилась в соборе на стене правого предела. Жители Ильинской слободы соорудили на нее серебряную ризу. Это свидетельствовало о сохранении почитания потомками стрельцов своей исторической святыни.

После революции, по делу о «церковных ценностях», Богоявленский собор, вместе с вышеперечисленным, потерял все свои старинные иконы 17-18 века, все ценности были национализированы и бесследно исчезли. Каким то чудом в 1935 году собор стал памятником архитектуры, что спасло его от разрушения. Храм стал кафедральным. И до 40 года с перерывами кафедру занимали четыре викарных епископа, три из которых ныне причислены к лику святых. В 40х годах собор был закрыт на несколько лет, в 1949 году интерьеры были вновь расписаны художником А. Фищевым, после чего в нем разрешили служить (по одной из версий перед революцией из Малмыжа в Китай уехала довольно богатая дама. Т.к. детей у нее не было, в Китае она удочерила девочку, с которой в скором времени переехала в Америку. Будучи очень богатой, умирая, она оставила завещание, по которому все свои капиталы жертвовала городу Малмыжу, при условии что в СССР будет свобода вероисповедания. Известно что ее приемная дочь пыталась отсудить состояние умершей. Возможно, вследствие этих событий, собор был отреставрирован и заново открыт ).

-26
2. Церковь Митрофана Воронежского
2. Церковь Митрофана Воронежского

Митрофаньевская церковь
Церковь. Не действует.   
Престолы: Митрофана Воронежского
Год постройки: между приблизительно 1800 и приблизительно 1850.
Адрес: Россия, Кировская область, Малмыжский район, Малмыж, ул. К.Маркса
Проезд: кладбище через дорогу от автостанции.
Координаты: 56.515547, 50.669455.

Источники:
Команда Кочующие.
http://malmig.wordpress.com/
http://malmyzh-news.narod.ru/
http://www.municipal.ako.kirov.ru/malmuzhsky/photo/
http://sobory.ru/
http://foto-planeta.com/
http://malmig.files.wordpress.com/
http://rybolovlad.livejournal.com/
http://malmyj.ru/