Первый по-настоящему боевой танк вермахта. Разрабатывался в качестве машины для командиров взводов «ZW» (Zugfuhrerwagen). Однако с 1940-го до начала 1943 года стал основным средним танком германской армии.
Выпускался фирмами Daimler-Benz, Henschel, MAN, Alkett, Krupp, FAMO, Wegmann, MNH и MIAG. В производстве с 1936 по 1943 год.
Серийные модификации танка Panzer III (Sd.Kfz.141):
- Pz. III A — предсерийный вариант массой 15,4 т. Двигатель Maybach HL 108TR мощностью 250 л. с. Скорость 32 км/ч. Экипаж 5 чел. Габариты: 5690×2810×2335 мм. Вооружение: 37-мм пушка KwK L 46,5 и три пулемета MG 34. Изготовлено 10 единиц.
- Pz. III В — новая ходовая часть с восемью опорными катками малого диаметра и подвеской на листовых рессорах. Командирская башенка унифицирована с Pz. IV A. Изготовлено 15 единиц.
- Pz. III C — незначительные отличия от предыдущей модели. Несколько изменена подвеска. Изготовлено 15 единиц.
- Pz. III D — толщина лобовой и бортовой брони увеличена до 30 мм. Несколько изменена подвеска и введена новая командирская башенка. Боевая масса 19,8 т. Изготовлено 50 единиц.
- Pz. III E — совершенно новая ходовая часть с шестью опорными катками, торсионная подвеска. Двигатель Maybach HL 120TR мощностью 30 л. с. Введены двустворчатые бортовые люки в башне, новая установка курсового пулемета. Изменениям подверглась кормовая часть корпуса. Вооружение осталось прежним. Боевая масса 19,5 т. Скорость 40 км/ч. Изготовлено 96 единиц.
- Pz. III F — незначительно модернизированный Pz. III E. Изготовлено 435 единиц. В последующем все танки вариантов Pz. III E и Pz. III F были перевооружены 50-мм пушкой KwK 38. При этом число пулеметов сократилось до двух.
- Pz. III G — незначительные изменения в деталях корпуса. Новая командирская башенка с пятью смотровыми приборами. Вооружение: 50-мм пушка KwK 38 и два пулемета MG 34. Боевая масса 20,3 т. Двигатель Maybach HL 120TRM. Изготовлено 600 единиц (из них 54 в тропическом исполнении Pz. III G (trop).
- Pz. III H — новая конструкция направляющего и ведущего колеса. Дополнительная 30-мм плита на лобовой части корпуса. Гусеницы шириной 400 мм. Изменена кормовая часть башни. Боевая масса 21,6 т. Вооружение и двигатель без изменений. Изготовлено 310 единиц.
- Pz. III J — лобовая броня толщиной 50 мм, новый тип установки курсового пулемета. С декабря 1941 года — 50-мм пушка KwK 39 с длиной ствола в 60 калибров. Изготовлено 2616 единиц (из них 1067 с длинноствольной пушкой).
- Pz. III L (Sd.Kfz. 141/1)—увеличенная толщина брони маски пушки и дополнительная 20-мм броня в лобовой части корпуса. Ряд других мелких усовершенствований. Боевая масса 22,7 т. Габариты: 6412x2920x2510 мм. Двигатель и вооружение, как у Pz. III J последних выпусков. Изготовлено 653 единицы.
- Pz. III М (Sd.Kfz. 141/1) — последний вариант Pz. III в качестве линейного танка, вооруженного 50-мм пушкой. Незначительные отличия от Pz. III L. Ликвидированы люки в бортах корпуса. Система выхлопа танка была приспособлена для преодоления без подготовки брода глубиной до 1,3 м. Установлены дымовые гранатометы. Изготовлено 250 единиц.
- Pz. III N (Sd.Kfz.141/2) — штурмовой танк, вооруженный 75-мм пушкой KwK 37 с длиной ствола 24 калибра. Корпус и башyя, как у Pz. III L и Pz. III М. Изготовлено 663 единицы.
Первой военной операцией, в которой приняли участие танки Pz. III, был захват Судетской области в Чехословакии в 1938 году. Незначительное их число в составе 1-й и 2-й танковых дивизий вермахта участвовало в оккупации Чехии и Моравии в 1939 году.
Однако по-настоящему они вступили в бой только во время польской кампании. На 1 сентября 1939 года в немецких танковых частях имелось всего 98 Pz. III. В Польше 26 из них были потеряны. При захвате Дании и Норвегии немцы потеряли еще 6 машин.
К началу французского похода Панцерваффе располагали уже 381 машиной, 135 танков они потеряли в ходе боевых действий. После поражения Франции, в рамках подготовки к вторжению на Британские острова, в конце лета 1940 года 168 танков моделей F, G и Н были переоборудованы в танки подводного хода.
Для частей Африканского корпуса был разработан тропический вариант танка с более производительными системами охлаждения и очистки воздуха. Накануне войны с Советским Союзом вермахт располагал 965 танками Pz. III.
К концу 1941 года потери в машинах этого типа на Восточном фронте составили 660 единиц! По мере поступления в войска танков Pz. IV, а позднее Pz. V и Pz. VI доля Pz. III в первой линии танковых частей постепенно сокращалась.
К марту 1945 года в боевых частях вермахта осталось только 164 Pz. III, еще 328 имелось в армии резерва. Незначительное количество Pz. III различных модификаций было поставлено союзникам Германии. Так, в 1942 году 10 танков получила Венгрия, 11 — Румыния. В 1943 году 10 танков закупила Болгария, а еще 7 — Словакия.
На базе Pz. III строились разнообразные самоходно-артиллерийские установки, пять типов командирских танков, огнеметные танки, машины передовых артиллерийских наблюдателей, ремонтно-эвакуационные машины. Были выпущены небольшие партии машин для перевозки боеприпасов и амуниции и саперных танков.
Тактико-технические характеристики танка Pz.lllJ:
- БОЕВАЯ МАССА, т: 21,5.
- ЭКИПАЖ, чел.: 5.
- ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина 6412 (5560), ширина – 2950, высота – 2500, клиренс – 385.
- ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка KwK 39L/60 (KwK 38L742) калибра 50 мм и 2 пулемета MG 34 калибра 7,92 мм.
- БОЕКОМПЛЕКТ: 84 (99) артвыстрела и 2700 патронов.
- ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел TZF 5е (TZF 5d).
- БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб – 50; борт – 30; корма – 50; днище – 16; крыша – 17; башня – 30-50.
- ДВИГАТЕЛЬ: Maybach HL 120TRM, 12-цилиндровый, карбюраторный, V-образный, жидкостного охлаждения; мощность 265 л.с. (195 кВт) при 2600 об/мин, рабочий объем 11 867 куб. см.
- ТРАНСМИССИЯ: трехдисковый главный фрикцион сухого трения, шестискоростная синхронизированная коробка передач (6 – вперед, 1 – назад), планетарные механизмы поворота, бортовые передачи.
- ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть опорных сдвоенных обрезиненных катков на борт, три обрезиненных поддерживающих катка, направляющее колесо, ведущее колесо переднего расположения с двумя съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное); подвеска опорных катков – индивидуальная, торсионная; в каждой гусенице 94 трака шириной 380 мм, шаг трака 130 мм.
- СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 40. ЗАПАС ХОДА, км: 145.
- ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 30; ширина рва, м – 2,2; высота стенки, м – 0,6; глубина брода, м – 0,8.
- СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Fu 5.
Источник: Большая Энциклопедия Военной техники