Найти в Дзене

Душу продам: ради чего шли на сделку с дьяволом герои разных эпох

Оглавление

История о продаже души дьяволу — одна из тех вечных тем, к которым обращаются авторы разных эпох и стран. Предлагаю посмотреть (краем глаза, иначе не выйдет из-за объема) на кусочек этой темы — историю доктора Фауста.

Памятник Иоганну Вольфгангу Гете в Риме, у подножия памятника Мефистофель нашептывает что-то Фаусту
Памятник Иоганну Вольфгангу Гете в Риме, у подножия памятника Мефистофель нашептывает что-то Фаусту

Гордец

В литературу Фауста ввел не Гете, а британский поэт Кристофер Марло. Правда, и он позаимствовал образ продавшего душу дьяволу ученого — из немецких легенд. Первая народная книга о нем называлась «История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике, как на некий срок подписал он договор с дьяволом, какие чудеса он в ту пору наблюдал, сам учинял и творил, пока, наконец, не постигло его заслуженное воздаяние».

Марло написал свою «Трагическую историю доктора Фауста» в 1588 году. В его истории ученый доктор Фауст, обуянный гордыней, не захотел довольствоваться своей докторской степенью, всеобщим уважением и обширными знаниями и возжаждал позвать все тайны мира. В этом ему согласился помочь дух Мефистофель, слуга Люцифера. С позволения дьявола, на двадцать четыре года Мефистофель становится слугой Фауста и исполняет все его пожелания, открывает перед ним все двери — к знаниям, к блаженствам, к власти.

Спустя двадцать четыре года наступает час расплаты. Фауст понимает, что его душа будет навеки проклята, и впадает в отчаянье. И это - одна из самых сильных сцен пьесы.

Можно я вам процитирую несколько строчек?

«О Боже, коль надо мной не смилуешься ты
Назначь конец моим страданьям вечным.
Пусть тысячу в Аду томлюсь я лет, сто тысяч лет —
Но наконец спасусь!»

Господь не слышит мольбы отступника и грешника — строго в соответствии с идеалами и взглядами того времени. Тогда Фауст начинает проклинать саму бессмертность своей души.

«…Зачем же ты бездушной тварью не был?
И почему душа твоя бессмертна?»

Наконец, бьют часы, и с двенадцатым ударом демоны во главе с Мефистофелем утаскивают душу Фауста в Ад. И автор заключает:

«Нет Фауста. Его конец ужасный
Пускай нас всех заставит убедиться,
Как светлый дух бывает побежден,
Когда небес преступит он закон».

Здесь мотивы героев ясны и понятны. Фауст загордился, переступил завет Господа, совершил смертный грех — и попал в Ад.

Деятель

Спустя три века, в 1806-1828 годах, к теме Фауста обращается автор, благодаря которому мы и знаем эту историю — Иоганн Вольфганг Гете. Для него трагедия «Фауст» была работой всей жизни, он размышлял над ней и редактировал ее почти шестьдесят лет.

-2

И вот что интересно — Гете совершенно иначе подал историю. Его Фауст — не гордец и наглец, он — человек эпохи Просвещения, для которого знания, постижение истины — главная цель.

«Я богословьем овладел,
Над философией корпел,
Юриспруденцию долбил
И медицину изучил.
Однако я, при этом всем,
Был и остался — дураком».

Понимая, что человек не в силах постичь тайны создания мира, Фауст решает, что ему не за чем жить и собирается принять яд. Но его останавливает дух Мефистофель, который обещает подарить ему новый смысл в жизни.

Фауст соглашается — но с какой формулировкой?

«Едва я миг отдельный возвеличу,
Вскричав: 'Мгновение, повремени!' —
Все кончено — и я твоя добыча».

Мефистофель предлагает Фаусту развлечения на любой вкус. Он знакомит его с прекрасной девушкой Маргаритой, которая влюбляется в Фауста. Но любовь обычной женщины не может увлечь ученого. Маргарита погибает, совращенная Фаустом, а перед смертью сходит с ума. Тогда Мефистофель переносит его в прошлое и делает мужем самой Елены Прекрасной (той самой, из-за которой пала Троя). Но даже ее совершенства не трогают душу Фауста.

Долгие годы путешествуют Фауст и Мефистофель. Доктор познает могущество, славу, купается в роскоши — и все равно не видит смысла в том, чтобы хоть ненадолго удержать мгновение.

Он слепнет. И вместе с тем — прозревает. Он решает трудится на благо людей, подарить им счастье, бросить вызов стихии. И когда он думает, что окружен такими же как он, трудящимися ради будущего, он произносит заветные слова: «Мгновение, повремени!».

Часы останавливаются, духи готовы схватить душу Фауста — но на помощь приходят ангелы. Они видели, что цели Фауста были благородны, и за это даруют ему спасение.

Отдельная тема, но именно у Гете впервые Мефистофель из некоего абстрактного зла превращается в живого персонажа, который вызывает порой едва ли не больше сочувствия, чем главный герой. Он модник и позер, шутник, балагур. Я не знаю немецкого, но на русском (в переводе Пастернака) чуть ли не каждая его фраза — это чистый восторг.

«И человеку бедному так худо,
Что даже я щажу его покуда».

«Все в мире изменил прогресс.
Как быть — меняется и бес.
<…>
Рога исчезли, хвост исчез!
С копытом вышел бы скандал,
Когда б по форме современной
Я от подъема до колена
Себе гамаш не заказал».

А эту я иногда очень хочу использовать в дружеских беседах:

«Ну и открытье раскопал!
Сто тысяч лет я это знал».

Творец

Еще двести лет — и снова немецкая культура обращается к образу Фауста. В 1943 году писать и философ Томас Манн пишет роман «Доктор Фаустус». И если первые две книги я могу с легкостью рекомендовать к прочтению всем, кто их не читал, то эту… советовать не рискну, потому что не готова советовать кому бы то ни было погрузиться в настолько тяжелую и мрачную вещь.

В этот раз главного героя зовут не Фауст, а Адриан Леверкюн, и он не ученый, а композитор. Опуская глубокие философские пласты и размышления о сущности нацизма и его губительной силе, посмотрим на фаустовскую тему.

В отличие от Фауста, Адриан не вызывает дьявола — тот сам является к нему и сообщает, что пристально следит за ним и видит его будущее — новатора, гения, голос новой эпохи. Он напоминает Адриану ключевой эпизод в его жизни — как тот влюбился в девушку, больную сифилисом, и намеренно вступил с ней в связь. Тем самым Адриан привлек внимание сил зла. Дьявол пророчит ему великое будущее, но предупреждает: у него только двадцать четыре года до смерти (к чему отсылка, узнали?). И еще: он должен отказаться от любви. Каждый, кого Адриан полюбит, будет погибать (помните про судьбу Маргариты?).

Слова дьявола исполняются: Адриан становится великом композитором, но губит множество жизней, а через двадцать четыре года умирает от сифилиса.

Здесь особенно интересно, что мы не можем точно знать — был ли дьявол на самом деле, или это только бред больного. Но ясно одно — новый «фауст» искал двух вещей: вдохновения и любви, и за первое был вынужден платить вторым.

Русский взгляд

Очень хочется сказать про русскую «чертовщину», только не про Гоголя с его народными чертями, а про те идеи и образы, которые напрямую связаны с «Фаустом».

В России к теме Фауста впервые, кажется, обратился Александр Пушкин, написавший «Сцену из Фауста». За ним последовал Михаил Лермонтов. «Сцена» была скорее игрой, наброском, а вот у Лермонтова в неоконченной «Сказке для детей» эта тема раскрывается достаточно ярко, но неожиданно. Героем становится дух Мефистофель, который, вместо того, чтобы заниматься совращением душ, вдруг влюбился в обычную девушку. К сожалению, из всей «Сказки» написано только начало — но если вам вдруг будет грустно, откройте его, получите удовольствие. Но, на самом деле, от «Фауста» там только имя героя.

Значительно ближе, разумеется, роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Ни Фауста, ни Мефистофеля в нем, разумеется, нет, но отсылок множество. Так, имя Воланд — это кивок в сторону Гете, у которого в одной из сцен про Мефистофеля говорят: «Мессир Воланд идет!».

Олег Басилашвили в роли Воланда из сериала «Мастер и Маргарита»
Олег Басилашвили в роли Воланда из сериала «Мастер и Маргарита»

И ключевой монолог Волонда о свете и тенях и том, что делало бы добро, если бы не существовало зла, это ответ Булгакова на слова Гете:

«Фауст:
— Так кто ты, наконец?
Мефистофель:
— Часть силы той,
что вечно хочет зла
И всюду сотворяет благо».

Новый виток

Вы замечали, как популярна стала демоническая тема в последние лет тридцать-сорок? Я, честно говоря, в этой статье даже не буду пытаться коснуться «Фаустов» эпохи постмодернизма, кинемотографических и развлекательных, а также сопровождающего их сонма дьяволов всех мастей. Но очень интересно, ради чего теперь Фауст продал бы душу дьяволу? Что Мефистофель мог бы дать ему сейчас, что пообещал бы?

Как вы считаете?

Мелькнула параноидальная идея, которую предлагаю рассматривать исключительно в качестве бреда. У сэра Артура Конан Дойла в «Долине ужасов» так говорят о Мориарти: «Возглавляет все силы ада». И это имя на «М». Совпадение ли?