Продолжаю тему старого доброго кино. Следующий фильм "Шумный день" режиссеров Георгия Натансона и Анатолия Эфроса по пьесе Виктора Розова.
Живет в одном из арбатских переулков большая дружная семья. Отец погиб на фронте и мама одна вырастила четырех детей: Федора, Сергея, Татьяну и Олега. Дом у них теплый, светлый , гостеприимный.
Старший сын Федор, талантливый ученый, кандидат наук, женат на Леночке - особе прехорошенькой, но капризной и властной.
Известно, что хорошего кино не бывает без хорошего конфликта, желательно - мировоззренческого, глубинного, неискоренимого.
С этим в фильме все в порядке. Дело в том, что Леночка - чуждый элемент в семье своего мужа. Кстати, для меня именно она - главная героиня фильма. Главный герой всегда противопоставлен большинству, всегда в антагонизме с окружающей действительностью и Леночка вполне соответствует этим критериям.
Казалось бы, что такого в том, что женщина хочет обустроить быт своей семьи с максимальным удобством? Через несколько месяцев они с Федором получат квартиру и ее одержимое приобретательство вполне оправдано. Особенно, если учесть, что в то время купить хорошие вещи, в том числе и мебель, было совсем непросто. Но в том-то и дело, что ничего, кроме этого Леночку не интересует и не трогает. Актриса Лилия Толмачева ювелирно, тонкими штрихами создает образ ограниченной мещанки.
Для информации: в советское время понятие "мещанин" означало не принадлежность к городскому податному сословью, а человека, одержимого приобретательством, попавшего под власть вещей, поставившего свои мелкие собственнические интересы выше общественных.
Федор забросил свою научную работу и кропает статьи ради гонораров, которые тратятся на будущее благополучие его семьи. Ради сомнительного этого будущего он поневоле жертвует настоящим, предавая себя. Человек мягкий и внушаемый, он, тем не менее, чувствует, что не такого счастья хотел. Но Леночка, как умелый манипулятор, ловко подчиняет мужа.
Конфликт тихо разгорается, обитатели квартиры старательно обходят острые углы в отношениях, но развязка неизбежна. Кульминация происходит, когда Олег, кормя рыб, проливает чернила на новый письменный стол, а Леночка в отместку выбрасывает аквариум из окна.
"- Стой, они же живые!
- К черту их!
- Ты моих рыб... из-за этого барахла!!!"
И отчаянный мальчишка хватает отцовскую саблю и бросается в бой на врага: шкафы, сервант, кровать, на все, что мешало жить ему, Олегу, и что должно было украсить милое гнездышко молодой семьи.
Страсти утихли. Леночка принимает решение переехать к Леониду, другу Федора, у того квартира пустая, поскольку родители в отъезде. И тут у меня возникает второе " казалось бы, что страшного". Ведь через несколько месяцев Федор все равно уехал бы на новую квартиру.
Семья, узнав об этом страстно отговаривает Федора.
"-Ты понимаешь, что это твой важнейший шаг! - взывает мама.
- Мама, ну что такого! - беспомощно отговаривается Федор.
- Федор, да она тебя съест там без нас! - вторит Олег.
- Да это не он решил! - восклицает Таня!"
Вот! Молодец Таня! Подсказала мне разгадку. Важно, чтобы это был его шаг, его решение. В этом смысл. Страшно, что он в очередной раз поддался.
Леночка отошла для меня на второй план. Теперь мне интересно, что же будет с Федором? Как он будет жить в уютной квартире, где на книжных полках стоят нетронутые подписные издания? К сожалению, я представляю только один исход - Федор сопьется. Тем более, что у него в жизни уже был такой этап.
А Леночка вполне могла бы выйти замуж за Леонида - чудная была бы пара, гармоничная.
Благодарю за внимание! До новых встреч!
Поддержите мой канал, ваше внимание важно для меня.
Фото взяты из открытых источников.