Найти в Дзене
Mable Tramble

Манипуляция потребителем. Как нас заставляют покупать? ч.1

Вы все ещё верите, что это вы осознанно выбираете товар на полках магазина или он-лайн платформе? Вам знакомы уловки маркетологов, и вы неведомы на рекламу? Позвольте вас расстроить, вами манипулируют с помощью поведенческой психологии. Это называется нейромаркетинг.

Известно, что наш мозг обрабатывает информацию в двух режимах – сознательно и подсознательно. Джеральд Залтман, почетный профессор Гарвардской школы бизнеса, утверждает, что 95% наших мыслей и чувств, а, следовательно, и процессов обучения происходит без участия контроля сознания.

В это сложно поверить, но в ходе ряда экспериментов была выявлена занимательная закономерность, наш мозг приходит к решению задачи или принятию решений раньше, чем мы это осознаем, т.е. существует временной промежуток (в некоторых исследований называется цифра в 8 секунд), когда решение уже принято, но мы ещё его не осознали.

Этот волнительный факт о нашем мозге приводит в восторг! Как сложно и восхитительно устроен наш разум, никакому сверхсовременному компьютеру не сравниться с человеческим мозгом, ни по количеству связей, ни по количеству информации обрабатываемой в секунду, не говоря уже о одновременных процессах управления таким сложным объектом как человеческий организм. Но у всякого открытия есть обратная сторона, поведенческая психология служит не только цели лучше узнать человека, но и цели управлять его чувствами, мыслями и желаниями. И современный маркетинг – это передовица нейро-психо-манипуляций с одной целью продать вам как можно больше товара.

Нейромаркетинг - изучение поведения покупателей и воздействие на него, а также изучение эмоционального и поведенческого ответа на воздействие.
Нейромаркетинг - изучение поведения покупателей и воздействие на него, а также изучение эмоционального и поведенческого ответа на воздействие.

Перейдем к примерам?

«Проклятие целого числа».

В магазинах часто можно встретить ценник 4,99 руб. или 8 749 руб. Кажется, вы знаете объяснение. А вы уверенны? Конечно, доля истины в том что, уменьшая круглое число, продавец создаёт иллюзию низкой цены, бесспорно есть. Большинство покупателей может посчитать в меньшую сторону, таким образом увеличить выручку заведения. Но так ли это? Кажется, все уже давно прознали про этот фокус и округляют не в меньшую, а в большую сторону. Так почему же продавцы до сих пор используют старый фокус? Надеются на простачка? Не проще ли ставить круглое число, тем самым избавиться от сдачи и облегчить покупателю подсчёт?

Оказывается, загадка «проклятия целого числа» связанна с нашим мозгом и дело не в округлениях, а скорее в арифметике. Согласно, исследованиям наш мозг устроен так что круглое число ценника вызывает в нас недоверие, нам кажется, что продавец округлил сумму в большую сторону и такая цена кажется несправедливой.

Этот продавец фруктов знает как продать свой товар быстрее.
Этот продавец фруктов знает как продать свой товар быстрее.

Вспомните, вы решили купить телефон, цена на него 5000 р., вы скорее всего подумаете, можно и дешевле. Но вот если ценник 5190 р.? Почему-то она уже кажется более привлекательной. А если 4850 р.? Разница между этими цифрами в районе 190 рублей, это невесть какая выгода, но всё же нас мозг решил: справедливая/выгодная цена не круглое число, в ней нет точности.

Как видим дробные или не круглые суммы запускают подсознательные механизмы принятия решений, где отправными точками становится справедливая цена и выгодная сделка. Если два этих условия соблюдены, то вопрос покупки решается очень быстро, конечно же при наличии денег. Но и здесь есть приёмы маркетинга и банковского сектора – кредитные карты и потребительские кредиты, созданные для стимуляции покупательской активности. Об этом поговорим в другой раз.

N.B. Делитесь своим мнением в комментариях. Подписывайтесь на канал, чтобы быть в курсе маркетинговых уловок и психологических манипуляций.