Новый год – время загадочное и мистическое. Многие считают, что в это время могут случаться различные чудеса и мистификации. Всякое может произойти с человеком в новогодние дни, главное – уметь видеть эти тайные знаки и потусторонние намеки. И если оказаться перед Новым годом в одном из самых загадочных городов мира – древней Москве, то тени великих горожан могут привнести в праздные гуляния нотки загадки и мистики.
Москва – город притягательный. Недаром испокон веков сюда ехали люди: кто-то чтобы заработать, иные за славой, многие считали Москву своей судьбой. Этот город тесно переплетает свою жизнь с линиями многих человеческих душ. Летопись Москвы хранит в себе следы многих выдающихся людей. И не последний в этом списке один из первых по туристическому интересу – Михаил Афанасьевич Булгаков.
Булгаков: мистическая судьба
Многие писатели – и классики, и современники – разворачивали действия своих произведений на улицах Москвы. Этот большой город притягателен для литераторов, все возможно в московских переулках и на площадях, на тротуарах и в скверах. Но самое невероятное и необычное действие, которое знала книжная Москва, – приключения героев романа «Мастер и Маргарит», одного из самых сложных, противоречивых и мистических произведений в мире.
Михаил Афанасьевич и сам был не чужд мистики. Он верил во потусторонние силы, в духов и вещие сны. В его жизни часто случались события так или иначе связанные с непознанным.
Пророчество старой цыганки
Однажды, будучи еще молодым человеком, Булгаков шел по Киеву. Весна раскрашивала сады зеленым шелком, оживали клумбы, легко и задорно нес свои воды Днепр. На одной из киевских улиц юному Мише попадается старая цыганка. Позвякивая монистами в седых косах и шурша многочисленными пестрыми юбками, старуха предсказывает юноше трех жен. И что первая будет от Бога, вторая – от людей, а третья – от дьявола. На тот момент это лишь позабавило юношу, но спустя много лет он вернется мыслями к тому пророчеству и поразится, насколько была права уличная гадалка.
В первый раз Михаил Афанасьевич женился, будучи студентом. Его избранницей стала Татьяна Николаевна Лаппа, или Тася, как ее коротко называл писатель. Они обвенчались в церкви и 11 лет были вместе. Именно на Тасины годы пришлось тяжелое время смены власти, революции, войны и наркотической зависимости Булгакова. Переехав в Москву, супруги поселяются в маленькой каморке, Тасе приходится продавать фамильные ценности, чтобы выжить в большом городе. Михаил Афанасьевич же решил в медицину не возвращаться, полностью отдавшись писательству. Он жаждал признания, но его очерки и фельетоны публиковали редко. Булгаков не сдавался, продолжал писать, стремился попасть на все творческие и литературные вечера, чтобы обзавестись нужными связями. На одной вечеринке он знакомится с Любовью Евгеньевной Белозерской, которая только что вернулась из Парижа, разведясь с мужем. Яркая, остроумная, веселая и образованная Белозерская обратила на себя внимание писателя. Брак с Тасей к тому времени изжил себя, Михаилу стало тоскливо в холодной квартире с вечно заплаканной женой. С Любой было все по-другому, она вращалась в творческих кругах, очаровывала мужчин, чувствовала себя в богемных компаниях, как рыба в воде. Долгие разговоры по душам и рассказы об эмиграции сблизили их, и Булгаков предложил Белозерской руку и сердце. Любаша, как ее ласково называл писатель, знакомила Булгакова с нужными людьми, придвигала его пьесы, содействовала в публикациях. Их дом был полон гостей, смеха и шампанского. Любовь Евгеньевна стала его литературным агентом, избавив мужа от беготни и нервов. Именно с Любой писатель обретает долгожданную славу: его начинают активно печатать, узнают на улицах, а пьесы ставят на сцене МХАТа. Но и этот брак закончился разводом: супруги наскучили друг другу и разошлись без скандалов и слез. Именно Любовь Белозерская познакомила Булгакова с Еленой Шиловской, которая стала его третьей женой. Дамы были знакомы, Елена часто была в гостях у супругов. Это была ослепительно красивая женщина, ее красоту даже называли дьявольской и неземной. Между ней и Булгаковым завязался тайный роман, который прекратился после того, как муж Шиловской, крупный военачальник, узнал об измене. Год Шиловская и Булгаков не виделись, но после случайной встречи они поняли, что их чувства не остыли. Елена Сергеевна получила развод и сразу же вышла замуж за Михаила Афанасьевича. Нетрудно догадаться, кто стал прототипами главных героев знаменитого романа. Маргарита, его муза, она же Елена Сергеевна, прожила с ним недолгие семь лет. Их любовь оборвалась смертью писателя.
Вот и получается, что сбылось предсказание киевской цыганки. Татьяна, первая юношеская любовь, единственная жена, с которой Булгаков был повенчан. Люба, жена, которая ввела писателя в общество, из которого сама и пришла. И Елена, его муза, его самая большая любовь, в красоте которой было что-то мистическое – от дьявола.
Призрак Гоголя
Михаил Афанасьевич неоднократно описывал в своих записках странные встречи с призраком Гоголя. Первая встреча состоялась в 1918 году. В те годы Булгаков принимал морфий и во время жуткой ломки увидел перед собой Гоголя! Низкий человек с острым длинным носом зло взглянул на него и погрозил пальцем. Утром Михаил Афанасьевич не мог понять – наяву это было или в бреду? Но именно после той мистической ночи писатель пошел на поправку и навсегда избавился от наркотической зависимости.
Вторая встреча с призраком Николая Васильевича произошла в Москве. Это было в 1927 году. Писатель переживал не лучшие времена, не было денег, работы и перспектив. Прогуливаясь по городу, Булгаков случайно встретился взглядом с человеком, который кивнул в сторону красивого дома с лепниной. Михаил Афанасьевич ошарашено смотрел на человека и узнал в нем Гоголя. Но через пару секунд тот исчез, а причину его появления Булгаков не мог понять долгие годы.
В один из вечеров писатель в первый раз провожал свою будущую жену Елену. Подойдя к ее дому Михаил остолбенел: это был тот самый дом, на который указал ему Гоголь! Призрак предсказал Булгакову встречу с его третьей женой, музой и самой любимой женщиной задолго до их знакомства.
Булгаков уже не сомневался, что их с Гоголем связывает какая-то мистическая нить. Последняя их «встреча» произошла в 1932 году. В то время Булгаков работал над театральной постановкой «Мертвых душ». Дела шли плохо: актерский состав, режиссура, декорации – все не соответствовало замыслу Михаила Афанасьевича. В одну из ночей Гоголь явился к писателю во сне. Он кричал на Булгакова, винил его в чем-то. О чем конкретно шел спор – Михаил не помнил, но одна фраза, которую он бросил Гоголю, запечатлелась в памяти: «Укрой меня своей каменной шинелью».
Только после смерти Булгакова удалось расшифровать послание Николая Васильевича. Выбирая надгробие для могилы Булгакова, его жена Елена зашла в одну из мастерских и увидела огромный камень с крестом. Елена спросила, что это за глыба, и ей ответили, что это надгробие с могилы Гоголя. Елена Сергеевна сразу выкупила камень, поняв, что это та самая «каменная шинель», которую просил Булгаков у Гоголя. Позже, вспоминает Елена Сергеевна, ей приснился покойный муж. Булгаков низко поклонился ей и вышел из белой комнаты, закрыв за собой дверь. До сих пор на могиле Михаила Афанасьевича стоит памятник с могилы Николая Васильевича. Как и было предсказано.
Еще одну мистическую историю Булгаков связывал со своей женой Еленой Сергеевной, которую он шутливо называл «ведьмой». Он считал, что жена приворожила его в первую же встречу, попросив завязать тесемку на своем рукаве, и так привязала его к себе на всю жизнь.
Предчувствие смерти
В 1939 году Булгаков заболевает. Врачи диагностировали высокую гипертонию, склероз почек. Писатель слег и не вставал уже полтора года, до самой своей смерти. Как врачу, ему прекрасно было известно, что его ждет. Но он знал нечто большее. Однажды он сообщил друзьям о дне своей смерти и о своих похоронах:
– Я буду лежать в гробу, и, когда меня начнут выносить, произойдет вот что: так как лестница узкая, то мой гроб начнут поворачивать и правым углом он ударится в дверь Ромашова, который живет этажом ниже.
Все произошло именно так, как он предсказал. Угол его гроба ударился в дверь драматурга Бориса Ромашова...
Булгаков прожил всего 49 лет. Но за этот короткий срок Михаил Афанасьевич создал множество произведений, которые вошли в классику мировой литературы. Среди поклонников русского писателя немало знаменитостей, среди которых и Дэниел Рэдклиф, актер, сыгравший в британской экранизации «Записок юного врача» Булгакова. Во время своего визита в Москву Рэдклиф специально поехал в музей писателя, чтобы побыть в атмосфере жизни любимого автора. По словам актера, «Мастера и Маргариту» он перечитывал 10 раз.
Музей Михаила Булгакова находится недалеко от Патриарших прудов в Москве. Тут хранятся личные вещи писателя, собираемые поклонниками. Здесь можно узнать историю его жизни, его работы, его судьбы. Один из экспонатов музея – макет трамвая с каменной головой под ним. Эту голову нашли на том месте, где Аннушка пролила масло. Нашли много лет спустя после написания романа, при ремонте дорог. Чья это каменная голова, какому памятнику она принадлежит и что она делала под той мостовой – никто не знает. Но сразу же голова получила имя, очевидное для этой ситуации, – Берлиоз.
Тут же, во дворе музея, стоит и памятник известной парочке – Коровьеву и коту Бегемоту. Музей расположен в бывшей коммунальной квартире, в доме, где жил писатель. Именно этот дом стал прообразом «нехорошей квартиры». Поклонники писателя исписали стены подъезда цитатами из романа «Мастер и Маргарита». Одно время жильцы пытались бороться с этим проявлением любви, но ничего не вышло: подъезд стал живым и вечно меняющимся экспонатом, говорящим о том, что и спустя годы Булгакова помнят и любят.
На Патриарших Прудах есть еще одно напоминание о великом романе великого писателя – знак «Разговаривать с незнакомцами запрещено». Однако увидеть его можно не всегда – знак постоянно воруют.
Адрес музея-театра «Булгаковский дом»: Москва, улица Большая Садовая, дом 10.
Программа музея богата различными вариантами экскурсий. Можно просто посмотреть экспонаты, а можно попасть на театрализованные шоу по мотивам произведений Булгакова. В музее можно найти варианты с прогулками и поездками по булгаковской Москве, спектакли, творческие вечера и лекции. Стоимость посещения начинается от 200 рублей.
При музее был открыт и театр имени Михаила Булгакова. В предновогодний месяц на его сцене будет ставится незабываемое произведение «Мастер и Маргарита». В это время театр превращается в невероятное мистическое пространство, которое живет особой жизнью, играет самостоятельную роль, и зритель не знает, откуда появляются и куда исчезают герои. Дополнительное волнение действу добавляет и осознание того, что в этом же доме Булгаков жил и именно здесь рождались бессмертные строки Романа. В спектакле использованы тексты черновиков романа.
Рецензия гласит: «Действо опустится на вас со всех сторон, как со страниц книги: из окон и темных проемов обрушатся на зрителя персонажи великого романа и заставят прожить таинственную трагикомедию великого Мастера».
Все подробности и анонсы можно узнать на сайте музея bulgakovmuseum.ru
В романе «Мастер и Маргарита» бал Сатаны проходил по адресу: Москва, Большая Садовая, 302-бис, пятый этаж, квартира №50. По воспоминаниям первой жены Булгакова, в квартире №50 жила женщина, которая стала прототипом Аннушки, пролившей масло.
Фото и материал: собственность OMG Kazakhstan.