В материале возможны фатальные спойлеры и, несовпадающее с Вашим, мнение автора обзора.
В цикле обзоров по Звёздным войнам я уже проигнорировал фактическую последовательность выхода фильмов в угоду внутренней хронологии. Насчёт экранизаций произведений Толкина воспользуюсь тем же подходом. Но есть тут ещё один интересный момент - кинематографические трилогии "Хоббит" и "Властелин колец" не позволяют разбирать каждый фильм по-отдельности. Так что возьмём оба произведения целиком. Тем более, что Питер Джексон и снимал их "оптом", используя перерывы между релизами на доработку уже готового материала. Ладно, давайте уже приступим к трилогии приквелов, которую восприняли довольно неоднозначно в своё время.
Молодой хоббит (ну как молодой - 50 лет, но для них это как наши лет так 25) Бильбо Бэггинс живёт размеренной, и вполне упорядоченной жизнью. Завтрак, утренняя трубочка травы (или чего он там курит), нифиганеделанье, обед, ну и так далее по списку. Однажды благостную рутину нарушает волшебник - Гендальф Серый, предлагая Бильбо поучаствовать в авантюре с поиском сокровищ.. Несмотря на явный отказ, волшебник хитро лыбится, прямо как дедушка Ленин, и вечером к бедняге хоббиту наведывается целая делегация гномов, во главе с Торином Оукеншильдом (да, знаю что это прозвище, но "Дубощит" меня бесит чисто на уровне восприятия) - королём в изгнании. Толпа бородачей радостно сжирает все запасы, и по ходу пьянки выдаёт суть путешествия. Мол, когда-то давно особо хитрый дракон в ходе рейдерского захвата отобрал у них цельную гору, под завязку набитую золотом и прочими брюликами. От Бильбо требуется ровно одно - прокрасться под прикрытием, и слямзить обратно чрезвычайно ценную каменюку. Наутро, оглядев масштаб случившейся продразверстки, хоббит решает, что терять ему особо нечего, и присоединяется к походу.
Первая моя претензия к данному опусу - строчка режиссёра. Снимать должен был Гильермо дель Торо, потому что Питер Джексон банально устал от Средиземья, и это видно. Натурные съемки почти повсеместно заменены CGI - где надо и не надо. Вот серьёзно, такое ощущение, что смотришь бесконечно затянутую катсцену для какого-то чисто консольного ширпотреба на фэнтезийную тематику. Долбанутые мозголомные локации, которые вот ну совсем не выглядят реалистично. Ривенделл, копи Мории, Изенгард, Мордор и Минас-Тирит во Властелине колец вызывали оторопь и восхищение - здесь... сидишь, смотришь на шахты гоблинов, упоротое Лихолесье, совершенно нефункциональный озёрный город и "нафиг гномам такие охренительные потолки и сложные лестничные конструкции" (он же - Эребор) и думаешь, что это вообще такое? Зачем было городить городьбу ради городьбы? Но потом в дело вступает экшн, и всё становится ясно... мы смотрим эдакий вариант "Пиратов Карибского моря", только зачем-то здесь прикрутили тучу гномов.
Вся беда в том, что ещё в первой части фильм кое-как балансирует на этой тонкой грани, между "айда пошли потырим золотишка, чо бы нет?" и "чёто война близится, как бы яйца не оторвали!", и все эти пошутейки про спор троллей о жратве, комичные посиделки у Бильбо и прочие песни-пляски - они как-то умудряются соседствовать и не особо конфликтовать между собой. Но вот уже начиная с "Пустоши Смауга" вырисовывается очень большая проблема: режиссёр сам с трудом понимает, что же он хочет нам показать, а главное - зачем. Персонажей вроде бы то и дело рвёт пафосом на тему судеб мира, чести и всяких прочих фэнтезийных прибамбасов. И это можно, вроде бы, понять. Да даже эпичное "а я послал его на ишкакхейадургнуль, его и всю его семью" вот совсем из антуража не выпадает... пока мы не видим акробатические этюды Леголаса, скачущего по головам, бочкам, и прочим подвернувшимся выступам, и лихо укладывающего орков из табельного лука. Что это, вашу мать, такое?! Нет, ну серьёзно, это вот всё зачем? Привлечь аудиторию новую - детсад, не иначе. Нет, в том же "Властелине колец" были лихие завороты с убиением гига-слонов и скоростным спуском на щите - но не до клоунады же? Впрочем, ладно, чёрт бы с ним. Есть ведь и ещё проблема - целый ворох реально ненужных персонажей.
Я, обычно, выступаю за чуть ли не дословную экранизацию - но! Если у Толкина характеры большинства гномов были прописаны ну очень схематично, то в фильме стоило бы тогда оставить от силы половину всей этой оравы. Ну ладно, помимо них есть совершенно лишняя Тауриэль (и совершенно ненужный "любовный" треугольник"), абсолютно бесполезный Альфред (помощник бургомистра), забавный - но тоже лишний Радагаст, и ведь все они жрут хронометраж. Это не считая привычной для Джексона фишки затягивать каждую сцену до зубовного скрежета и острого ощущения неловкости. Не спорю - есть удачные находки, есть смысл в некотором добавлении серьёзности и масштаба. Но зачем так-то затягивать?
В итоге, вся трилогия вызывает ощущение, что разом сняли просто неимоверно дофига материала, и на каком-то моменте команду посетила закономерная мыль - "блиииин, нам же это ещё как-то в кучу всё собирать". В итоге, фильм кажется слегка небрежно слепленным из абсолютно рандомных кусков. И не дай вам Толкин, смотреть это в пьяном состоянии - вы попросту уснёте на первой трети первого фильма... и проснувшись, очень удивитесь, что он ещё не успел закончиться. 6 из 10, строго для очень выносливых зрителей.
Полную, неотцензуренную версию этой статьи, а также много другого интересного вы можете найти в моём паблике в социальной сети ВКонтакте.