В случае неудачного исхода воздушного боя, у летчика был только один вариант - покинуть самолет и надеяться, что противник не откроет огонь, пока он будет спускаться на парашюте. И тут было две опасности: парашютиста собьют летчики противника или по нему откроют огонь с земли. Впрочем, происходило подобное нечасто - по парашютистам старались не стрелять.
Среди летчиков еще во время Первой Мировой войны возникло негласное правило не открывать огонь по коллегам, пусть те и находятся по другую сторону баррикад.
Причин тут несколько:
- Авиация тогда не была еще настолько распространена, и многие пилоты попросту были знакомы между собой.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: аналогичная ситуация была в горных подразделениях во время Второй Мировой. Туда преимущественно набирали людей с альпинистским опытом и многие были знакомы между собой по довоенным совместным восхождениям и экспедициям.
- В то время значительное число летчиков принадлежали к дворянскому сословию. Если дворянин открывал огонь по беззащитному дворянину - это считалось недостойным поступком.
К началу Второй Мировой эти причины стали уже не актуальны. Тем не менее, новое поколение летчиков обучалось у ветеранов Первой Мировой и вместе с их опытом перекочевало и негласное правило не добивать побежденного летчика противника.
Плюс к этому добавились и более объективные причины: темп воздушных боев значительно возрос и зачастую у летчика попросту не было времени на стрельбу по не представляющему угрозы противнику.
С сухопутными войсками все совершенно иначе. Большого уважения к летчикам они не испытывали, да и подстрелить спускающего на парашюте противника можно было без труда.
Тем не менее, что советское, что немецкое командование разрешало подобное только в одном случае - если место приземления летчика находится на территории противника.
В ином случае солдаты должны были захватить противника в плен и доставить в штаб для допроса. Летчики обладали ценной информацией о расположении аэродромов и позициях союзных сухопутных сил.