Ещё года два назад, услышав фамилию писателя, в моей голове всплывали неясные воспоминания о прочитанном в школе скучном произведении "Детство". Меня удивляла непонятная фанатичность людей, приходящих в восторг от одной только фамилии писателя. Всё это раздражало и в то же время странно волновало.
Я решила провести эксперимент и "погрузиться" в Горького настолько, чтобы увидеть Нижний Новгород его глазами, побывать в местах с ним связанных и подтвердить или развенчать для себя миф о его гениальности.
Повесть "Детство" началась с ужасной и непонятной сценой рожающей женщины, маленького мальчика и мертвого мужчины в каюте парохода.. Мне сразу захотелось перестать читать, но я продолжала и уже спустя час заметила, что плАчу..
От природы я человек несентиментальный, но жизнь Алеши Пешкова очень напомнила мне мою и его мысли странным образом перекликались с моими.. Помню, как читала описание неба, яркие краски захода солнца, как тоже подняла взгляд и была удивлена тем, что оно точь-в-точь как в книге.
Мистика да и только.
Затем, без передышки я читала "В людях". Вопросы в голове словно пчёлы: сколько этому мальчику лет? Разве можно было так жить, как жил он? Как можно так много трудиться, терпеть всё это и настолько много читать..
"Мои университеты" прочла быстро, в каждой строчке я ждала кульминации и развязки, а ее все не было. Когда дочитала до конца было невыразимо больно расставаться с мальчиком Алешей, который стал мне родным.
Я всю ночь не спала и думала... Почему именно в школе дают к изучению такие "взрослые" произведения? Затем я решила увидеть горьковские места.
Вот список из 5 самых атмосферных мест для моих последователей:
Место, где родился Алексей Пешков.
В этом доме 28 марта 1868 года Варвара Пешкова родила сына. Ещё более счастливым чем мать был отец - Максим Савватьевич Пешков.
«Поселились они с матерью во флигеле, в саду, там и родился ты, как раз в полдень – отец обедать идет, а ты ему встречу…То–то радовался он, то-то бесновался, а уж мать замаял просто, дурачок, будто и невесть какое трудное дело ребенка родить!» - слова бабушки Акулины Ивановны из повести "Детство"
Домик Каширина
Домик Каширина - это музей. Здесь Алеша жил после того, как они с мамой и бабушкой приплыли из Астрахани. По сути этот домик иллюстрация к повести "Детство" (Возьмите с собой носовой платок, потому что рассказ экскурсовода очень проникновенный и никто не останется равнодушным)
"Помнить - это всё равно, что понимать, а чем больше понимаешь, тем больше видишь хорошего." М. Горький
Чайная "Столбы"
Это чайная "Столбы" на ул. Кожевенной. Её нет в трилогии, но инициатором создания её был М.Горький. Здесь беднякам за несколько копеек давали фунт хлеба (400 грамм), чай, устраивали чтения литературы и даже принимал доктор. В общем здесь было все, что нужно босяку. Мальчик Алеша, наверное, с детства мечтал о таком месте.
Дом Порхунова, у него Алеша работал "мальчиком". В его магазине обуви он должен был стоять как "статуй"
Порхунов запомнился ему как маленький человечек с водянистыми глазами и зелеными зубами, а также с дежурной фразой: «Мальчик должен стоять при двери, как статуй!»
Дом отлично сохранился
Могила бабушки Акулины Ивановны
Кулибинский парк, бывшее Петропавловское кладбище.
Бабушка стала для Алеши самым дорогим, самым добрым, практически святым человеком. Она не имела ни на кого зла, всех жалела и учила этому Алешу. Особенно ему запомнились бабушкины сказки.
"...Сказки она сказывает тихо, таинственно, наклонясь к моему лицу, заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно вливая в сердце мое силу, приподнимающую меня. Говорит, точно поет, и чем дальше, тем складней звучат слова. Слушать ее невыразимо приятно..." М. Горький "Детство"
Итак, любить или не любить Горького - это дело каждого. Факт в том, что мы только тогда любим и ценим, когда понимаем о чем/о ком идёт речь. И прежде чем заявлять, что произведения Горького - это скучно, прочтите, не полагайтесь на воспоминания вашего детства.
Я не скажу, что стала поклонницей его произведений, но читать их мне приятно. Его честность, открытость и "горечь" правды отзывается в моем сердце благодарностью писателю за его труд, за его нелегкую жизнь, за его борьбу, за то, что он не сдался.
Кто-то говорит, что его популярность раздражает. Но она не нравилась и ему, он говорил так:
«Меня теперь везде приглашают и окружают — почетом. Был у пионеров — стал почетным пионером. У колхозников — почетным колхозником. Вчера посетил душевнобольных. Видимо, стану почетным сумасшедшим».
Он никогда не был один и всегда был одинок...