Здесь мне сложнее всего, потому что, во-первых, хочется рассказать про множество книг, а во-вторых, я, вряд ли прочитал хотя бы десятую часть великих русских произведений золотого века, чтобы выбирать лучшие. И это не говоря уже о допушкинской эпохе и двадцатом веке, в которых, подозреваю, скрыты не меньшие сокровища. Поэтому я просто пройдусь по своим любимым писателям девятнадцатого века и постараюсь упомянуть самые интересные их произведения.
1. А.С. Пушкин
Говорить очевидные вещи, которые в силу постоянного повторения потеряли всяческий смысл, не хочется. Поэтому ограничусь лишь парой замечаний из своего опыта.
Во-первых, зачастую с Пушкиным поступают просто ужасно: берут какой-нибудь сборник его поэзии и читают все стихотворения подряд. Я бы рекомендовал делать с его поэзией то же, что и с «Божественной комедией», и с «Илиадой» — читать медленно, вдумчиво. Тем более, что это уже не просто дорогое вино — это чистейший русский язык премиум класса.
Во-вторых, приступая к самым роскошным его произведениям (для меня это «Евгений Онегин» и «Медный всадник»), лучше время от времени возвращаться к вопросам: зачем вы это читаете, что вы ищете и что вам доставляет удовольствие. Эти вопросы помогут сохранить осмысленность в процессе чтения и не скатиться в бездумное пробегание глазами знакомых со школьных уроков литературы строчек.
(Вообще, тяжело вдумчиво читать что-то общеизвестное из школьной программы. Это как пытаться вслушаться в звучание родного языка, как будто это иностранный)
2. М.Ю. Лермонтов
Обожаю «Героя нашего времени». Одна из самых приятных и проработанных книг в русской литературе, на мой взгляд. В школе я совершенно не задумывался, что у неё крутейшая структура, которая, опять же, напоминает повествование в «Криминальном чтиве» Тарантино (скачки по хронологии, смена рассказчика). Язык в книге лёгкий и приятный, темы самые жизненные (мне кажется, «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени» — это ключевые книги для русского молодого человека 18—25 лет). А ещё «Герой» — это своеобразная лакмусовая бумажка, с помощью которой можно отслеживать, как мы меняемся с течением времени. Можно читать эту книгу в разные периоды жизни и после каждого чтения оставлять заметки с мыслями. Результат сравнения может быть довольно интересным, если быть искренним.
Ещё у Лермонтова мне нравится мистическая повесть «Штосс», а также его графика. Я не силён в изобразительнлм искусстве и не могу оценить талант Лермонтова-художника, но рассматривать его иллюстрации в процессе чтения его же произведений — это как смотреть фильм в режиссерской версии с комментариями. Огромное удовольствие.
3. Н.В. Гоголь
Быть знакомым с произведениями Гоголя с детства, как, вероятно, происходит у большинства современных русских людей, — это как иметь в качестве родного дедушки гениального Эйнштейна, и не осознавать его гениальности («ну это же деда Алик, я его мелким за усы дёргал, какая ещё теория относительсти?»). Вся его проза хороша — и «Мёртвые души», и «Ревизор», и «Петербургские повести», и «Тарас Бульба» (который, кстати, сильно похож на «Илиаду», что, возможно, делалось осознанно, учитывая, что в нём иногда встречается почти дословное цитирование), и всю её, как мне кажется, лучше читать в старшем возрасте (по крайней мере, перечитывать).
Вообще, я не могу понять, как можно в рамках одной человеческой жизни совершить такой мощный переход с одного уровня прозы на другой. Есть в писательстве Гоголя что-то непонятное и даже пугающее.
Больше статей про книги в телегам канале "Чатик с Женей" https://t.me/chwzh