Найти тему

ОАО «РЖД», разделяй и властвуй

Фото Автора
Фото Автора
Фото Автора
Фото Автора
Фото Автора
Фото Автора
Фото Автора
Фото Автора

Железнодорожный транспорт в России – один из крупнейших железнодорожных комплексов в мире. Эксплуатационная протяженность сети железных дорог общего пользования России составляет 85,5 тыс. км. (данные 2018 года). Развёрнутая протяженность (в однопутном эквиваленте) магистральных железных дорог общего пользования составляет 124 тыс. км. Россия занимает 3-е место в мире, уступая только США (250 тыс. км.) и Китаю (127 тыс. км). ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») образовано18 сентября 2003 года, численность работающих в компании 711 тыс. человек (данные 2019 года).

В 2005 году Президентом ОАО «РЖД» становится В.И.Якунин, который возглавляет компанию по 2015 год. С 2008 года, оставшаяся с советских времён 4-х уровневая система управления: МПС – Управления железных дорог – Отделения железных дорог – линейные предприятия, трансформируется в вертикально ориентированный холдинг. Управления и отделения дорог теряют свои управленческие функции, Управления дорог ещё существуют, но уже ничем не управляют, отделения дорог полностью исчезают. Создаются отраслевые дирекции, центры, департаменты, филиалы и дочерние компании. В результате, всё управление и денежные потоки устремляются в Москву, где безмерно разрастается управленческий аппарат.

Я долгое время не был связан с ОАО «РЖД». В 2011 году, после безуспешных попыток найти работу в страховых компаниях (уже не брали из-за возраста), я устроился в специализированную организацию, занимавшуюся оценкой уязвимости объектов железнодорожного транспорта. В этой организации я проработал около 6 лет, и за это время побывал на станциях, вокзалах и объектах вагонного хозяйства, Свердловской, Восточно-Сибирской, Октябрьской и Северной железных дорог.

Хочу рассказать, мои личные впечатления, от результатов внедрения вертикально интегрированного холдинга в ОАО «РЖД». Первое, что бросилось в глаза, это отсутствие нормальных горизонтальных взаимоотношений на станциях. Начальник одной из станций, Восточно-Сибирской железной дороги, вообще, сказала, что она не начальник на станции, ей не подчиняются путейцы, вагонники, связисты, энергоснабженцы, СЦБисты, работники ЦФТО и, даже, уборщики. Подчиняются только дежурные по станции. Кассиры на вокзале – работники пассажирской (или пригородной) компании. На станции нет инженера, нет технического отдела, нет документов на здания, пути и сооружения. На некоторых станциях один начальник на 2-3 станции. Это встречалось на всех дорогах, где приходилось работать. Зато распух управленческий аппарат в дирекциях.

В России есть регионы, где без железнодорожного транспорта просто не выжить. Если эта тенденция вертикально интегрированных процессов не остановится, как долго железная дорога ещё просуществует? И, кто будет восстанавливать то, что исправно работало в СССР?

Генеральный директор ОАО «РЖД» О.В.Белозёров по образованию экономист. Из его 21-го заместителя, только 9 железнодорожники, 5 экономисты и финансисты, 2 радиоэлектроники, 1 энергетик, 1 строитель, 1 автомобилист и 1 дипломат. Это, просто, информация к размышлению.

На этом я, пока, своё повествование прерываю. Вам надо от меня отдохнуть, а мне надо собраться с мыслями.

До следующих встреч, мои внимательные читатели.

Если вам понравилось, ставьте «лайк», пишите комментарии, задавайте вопросы, подписывайтесь на мой канал.