Найти тему

Какая страна спасла российских производителей авиашин

Рынок авиашин в России демонстрирует долгосрочный понижательный тренд. Кризис авиаперевозок может ещё больше сократить спрос.

На рынке авиационных шин в России в 2015-2019 годах сложилась выраженная отрицательная динамика спроса. При этом спад происходит не линейно, а в рамках широких колебаний, свидетельствует исследование агентства ROIF Expert. 2016 год — рост на 19%. 2017-й — падение продаж на 20,3%. На следующий год покупатели снова увеличили закупки — +9,7%. В прошлом году спрос, уже ожидаемо, сократился на 21,5%. Если сравнить между собой нижние точки этой кривой, оказывается, что в 2019 году продажи были на 8,2 тысячи шин ниже, чем в 2015-м.

Для рынка с небольшим количеством покупателей и ещё более ограниченным числом поставщиков это заметная величина. Крупные поставки из-за границы осуществляют заводы, выпускающие продукцию четырех всемирно известных шинных брендов.

Вместе с падением спроса на авиашины в России снижалось и предложение. В прошлом году внутреннее производство снизилось на 3,4 тысячи единиц продукции, импорт упал на 3,8% до отметки в 11,6 миллиона долларов США. Анализ товарных потоков показывает, что в результате процесса глобализации шинная отрасль оказалась прочно интегрирована в мировую экономику.

Структура экспорта авиационных шин из России
Структура экспорта авиационных шин из России

Производство для внутреннего рынка, экспорт и импорт сопоставимы по объемам. Однако, в прошлом году был отмечен рекордный объем экспорта в размере 27 миллионов долларов США. Впрочем, такой скачок экспорта находит объяснение при детальном анализе географии поставок. Фактически весь рост объясняется крупной партией (около 6 тысяч единиц), которая была отправлена в Алжир.

Особенности эксплуатации авиационной техники накладывают свой отпечаток на этот сегмент шинного рынка. При регулярном использовании авиапарка, осуществляется постоянный контроль состояния шин. С одной стороны это приводит к регулярной замене авиашин. С другой стороны такое внимательное отношение создает условия для их восстановления в заводских условиях.

Поскольку ограничение авиаперевозок в условиях карантина привело к резкому сокращению использования воздушных судов, в текущем году можно ожидать углубления спада на рынке, а ухудшение финансового состояния авиакомпаний может в свою очередь привести к расширению предложения на вторичном рынке, что отрицательно повлияет на производство новых авиационных шин.