Точнее — хочет, но чуть только подумает об этом... О нет, лучше быть «старой девой с котёнком», как сама Татьяна Николаевна себя определила. Печально так молвила.
Не собеседнику. В пространство. Красивая и образованная, Танечка (чарующая Елена Соловей), безусловно, очень страдает без любви, без ласки. Без уютных ужинов рядом с хорошим и верным человеком.
Но как представит это-вот-всё. Ой, не надо! «Вам и не снилось» (1980) - это не только о Ромке с Катей, но и о ней - об инфантильной Танечке.
Доктор Миша (обворожительный Леонид Филатов) мечтает о такой супруге — она и фасадом хороша, и мозгами не обижена. И главное он — зовёт её в даль светлую.
В смысле — быть вместе навсегда и по-серьёзному. Но Танечке он не нужен. Ей с ним скучно. Он для неё - примитивен (врач, собственно, не обязан быть Чеховым или Булгаковым — он должен знать свою отрасль медицины).
Ага. Шикарен их диалог насчёт театра. Учительница лениво рассказывает, что была на спектакле с ребятами, на что Миша столь же лениво сообщает...
«Могла бы попросить меня. Только хорошенько. Я бы поломался, но...». Танечка знает своего любимого-нелюбимого: он бы все три часа «зевал-кашлял-кряхтел».
И такая скука написана у Танечки на её прекрасном лице, будто женщина не с мужчиной говорит, а лимоны кушает. Без сахара. Миша просит снизить планку и перестать «много думать».
Или, как сказал бы другой врач — Базаров, о котором учитель-Танечка знает наверное больше, чем автор-Тургенев: «Не говори красиво». А ей хочется красиво. И выспренне. Она застряла в юности.
Обожает громоздить шикарные фразы. «Мы входим в мир литературы, которая вся говорит о любви», - репетирует она свой завтрашний урок.
«Как же ты можешь учить любви, если бежишь от неё, как заяц от погони?» - раздражённо вопрошает Миша. У него простые чувства и такая же простая натура. Но такие, как он сам, Мишу не цепляют.
Более того, если бы Танечка стала «обычной бабой», как честно просит её герой Филатова, она бы резко «подурнела» в его глазах. Ему нравится её дурость и ...нежность.
Почему же Танечка не любит Мишу, хотя, он ей нравится (он видный и привлекательный даже для неё — такой разборчивой принцессы?).
Почему она закрылась от этого чувства, хотя и привыкла говорить о нём через литературно-исторические и культурологическое образы? С чего эта крупная и зрелая дама всё ещё Танечка - для своего класса?
Детки - лучшие психологи! Всё объясняет разговор с её деятельной, моложавой, прямолинейной мамой (резкая и бодрая Руфина Нифонтова), что по сию пору воспитывает свою не юную дочь.
Был в юности некий Коля Рыженький, катавший Таню на велосипеде. Тогда-то любовь и кончилась. «Благодаря» маме. И вот фраза-горечь: «Когда тебе за 30, кто посадит тебя на велосипед?»
Танечка застряла в том юношеском романе с Колей Рыженьким. Там осталось что-то недосказанное. Конечно, можно предположить, что если бы она выскочила замуж сразу после школы, она не стала бы такой эстетной и очаровательной...
Она через пару-тройку лет бесповоротно погрязла бы в хозяйстве и прочее-прочее-прочее. Но. Она бы совершила некое действие, перестав быть Танечкой.
А так она осталась маминой доченькой, милой капризулей, но такой послушной. Танюшкой, которой остро не хочется быть ещё и под опекой рационально мыслящего, «плоского» Миши.
Чересчур много воспитателей! Интересно, что мама у Танечки — того же плана, что и доктор. Ей важнее сообщить, что «привезла смородиновый джем», а не выслушать смятенную дочь.
По сути — Татьяна Николаевна пропустила то время, когда ей надо было выходить замуж. Так случается у рано созревающих, влюбчивых в юности и — совершенно холодных в зрелые годы людей.
Они в 17 лет готовы сбежать с возлюбленным на край света, а после 30 смотрят на брак с тоской и некоторым отвращением.
Хороший учитель настолько погружён в проблемы чужих детей, что ему невмоготу заводить своих (если уж не родили до 30 лет). Быт у Танечки нормально устроен.
У неё своя квартира, не надо ютиться с кучей народу под боком. Довольно часто человек привыкает к одиночеству и ему претит наличие «другого» в его стенах. Танечке удобно быть одной. Просто удобно.
Ещё меньше хочется переезжать в чужие апартаменты — даже если там квартира-люкс (но я не думаю, что у Миши много лучше, чем у Тани).
Поэтому самодостаточная (перегоревшая!), хотя и не счастливая дама произносит: «Слишком много условий». Лучше уж быть одной - в своей, большой и обжитой квартире, погрузившись в тетради, книги, страдания школьников.
Оно правильнее, чем подстраиваться под Мишу. Или ещё под кого-нибудь. Это тот случай, когда совсем не скучно и - ужасно плохо одновременно. А выхода нет.
Zina Korzina (c)