Педагог Шалва Амонашвили — настоящая легенда, учитель с большой буквы. Он является автором концепции гуманной педагогики, которая ориентирована на развитие личности ребенка, при этом при в воспитании не допускается авторитаризма и подавления ребенка.
Сейчас Амонашвили 89 лет, но он по-прежнему занимается своим любимым делом – педагогикой — и отслеживает все, что происходит в сфере российского образования. Он не смог остаться в стороне и поделился своим виденьем ситуации.
Чему нас может научить пандемия коронавируса?
Амонашвили отмечает, что введение режима самоизоляции стало неожиданным для огромного количества граждан, которые оказались заперты в своих квартирах. Резко оборвались все контакты, люди перестали общаться друг с другом.
В этой ситуации неизбежна трансформация взглядов человека, а также изменение его образа жизни. В первую очередь, сейчас в жизнь человека более стремительно будет входить новая техника. Школа не останется в стороне, ведение уроков онлайн скоро может вполне стать нормой. Даже после отмены карантина и возвращения детей в школы технологии никуда не уйдут, ведь дистанционное обучение можно будет использовать для тех учеников, которые находятся на больничном или по каким-то другим причинам переведены на индивидуальный план обучения.
Конечно, как заявляет Шалва Амонашвили, техническая составляющая удаленного обучения оставляет желать лучшего. Как показала практика, школа оказалась не готова к быстрому переходу на дистанционное обучение. Отсюда сбои в трансляциях, перегрузка серверов, нечеткая картинка, отсутствие звука и прочие проблемы. Понятно, что детям и педагогам это не нравится, так как слишком много усилий приходится тратить на техническую организацию процесса, а вот на сами занятия сил практически не остаётся. Кроме того, многие учителя просто не обладают нужным уровнем знаний, чтобы вести уроки в режиме онлайн.
Надо также учитывать, что дистанционная форма занятий неизбежно меняет характер обучения, а воспитательная составляющая практически сходит на нет. Исчезает и важный компонент учебного процесса — личный контакт педагога и ученика, который позволяет решить очень много проблем.
Педагогам необходимо в ближайшем будущем научиться удерживать внимание ребенка на расстоянии, то есть через экран компьютера. Эта задача непроста, ведь многим учителям не удается поддерживать интерес к своему предмету даже во время обычных уроков.
Учителям непонятно, как надо выстраивать учебный процесс с точки зрения личностного общения, в каких ситуациях каким голосом говорить, когда можно позволить себе шутку, а когда требуется установить строгую дисциплину. Учебный процесс становится сухим и неинтересным, онлайн-урок превращается просто в формальную процедуру, где один человек излагает информацию, а второй — слушает её.
Для ребенка, как и для педагога, важен сам образовательный процесс, так как именно он позволяет запустить процесс формирования нейронных связей в мозге, от которых зависит прочность усвоенных знаний. Для этого человек должен самостоятельно думать и творить.
Кроме того, ребенку для развития личности крайне важно взаимодействовать со своими сверстниками.
Как сохранить радость учебы?
Амонашвили советует педагогам и детям придерживаться следующих рекомендаций для сохранения радости и получения удовольствия от процесса учебы.
Так, учителя должны помнить, что их основная задача — дарить счастье, а только потом «вбивать» в головы учеников знания. Учитель должен вместе с детьми идти к предмету, а не идти к ученикам с предметом в руках.
Великий педагог призывает учителей помнить, что дети по своей природе хотят познавать, а не запоминать. Поэтому им надо трогать руками, отрывать, крутить и лепить, а не просто читать сухой текст.
Для ребенка очень важно, чтобы в его жизни присутствовал «учитель от Бога». Конечно, таких учителей очень мало, однако целеустремленный преподаватель рано или поздно выйдет на этот уровень, а наградой для него станет безоговорочная любовь и признание со стороны учеников.
Именно от учителя зависит, насколько хорошо будут учиться дети. В 1990-е гг. Лихачев сказал: «Где хорошие учителя, там хорошие ученики». Это абсолютно правдивое и точное высказывание. Если нет хорошего учителя, то никакие технологии и программы не помогут детям привить любовь к знаниям.
Что будет после коронавируса?
По мнению Амонашвили, после карантина и самоизоляции люди должны не только измениться сами, но и изменить свое отношение ко многим вещам. Учителям надо понять, что новые дети в старой педагогике уже не умещаются. У них совершенно другой взгляд на жизнь, у них другие ценности, поэтому методики 70-90-х гг. им просто не подходят.
Современные дети нуждаются в искренней любви и увлекательном образовательном процессе. А вот всякие образовательные стандарты современным ученикам не нужны, ведь они только убивают творческое начало. В стандартах просто не места культуре, нравам человека, чувству красоты и любви.
А ведь именно любви должен учить педагог, быть примером для подражания. Какой он пример может подать детям, если сам только и делает, что следует установленным стандартам? В итоге получается, что у родителей нет времени на воспитание детей, а школа отказывается от этой роли. Какое поколение вырастет в таких условиях?
Родителям надо воспитывать своих детей в любви и гармонии, а школьные знания обязательно придут, они никуда не денутся. Сейчас самое время обратить внимание на семью и своего ребенка, научиться жить с ним по-новому и открыть радость совместного общения, а не просто совместного проживания в одной квартире.