Развитие европейской столицы
Основным въездом в новый город служила Новгородская дорога. Она проходила по болотистой местности, там, где в дальнейшем возникла Лиговская улица, ныне Лиговский проспект. В районе современной улицы Салтыкова-Щедрина от Новгородской дороги отходило три тропы. Одна вела к Спасскому посаду, где позже возник Смольный монастырь. Вторая тропа приводила к деревушке Северинская мыза, что находилась на берегу Невы - там, где сейчас берет начало Литейный проспект. И, наконец, третья тропа шла к шведской мызе, на месте нынешнего Михайловского (Инженерного) замка.
В 1712г. Петр I перенес государственную столицу из Москвы в Санкт-Петербург и решил упорядочить стихийную застройку нового центра страны, связанного с бывшей столицей и остальными регионами только водным транспортом, - Петербург начинает активно развиваться как европейская столица с русским колоритом.
Два генплана города
В течение 1716 - 1717 гг. разработкой генпланов застройки и развития Санкт-Петербурга занимались два именитых архитектора - Доменико Трезини и Жан-Батист Александр Леблон.
▫️По проекту Трезини центр столицы предполагалось разместить на Васильевском острове с целью обратить фасад города к Балтике, приблизив его таким образом к Европе. На острове главный архитектор Петербурга предлагал расположить управленческий и торговый центр города, окруженный бастионами.
▫️Генплан Леблона, предлагал размещение центра города также на Васильевском острове, но при этом вся территория Петербурга должна была разместиться в геометрически правильном эллипсе в виде города-крепости. Воплотить этот проект в условиях уже реализованной застройки оказалось невозможным, поэтому в январе 1716г. Петр I утверждает генплан Трезини, а идеи Леблона были воплощены в административном делении столицы на пять районов: Санкт-Петербургский остров, Адмиралтейский остров, Васильевский остров, Московская и Выборгская сторона.
Первый центр города стал формироваться на Березовом, или Городском, острове (ныне Петроградский). Здесь под защитой Петропавлской крепости, стали возникать слободы, характерные для старых русских городов. Заселялись они по сословному и профессиональному принципам. Немного дальше от берега поселились дворяне. Появившиеся здесь улицы позднее стали именоваться Большая Дворянская и Малая Дворянская. В глубине острова, за Большой Дворянской, жили работные люди, мастеровые, заводские. Размещение их по строго профессиональному принципу отразилось в названиях многих улиц. Это Посадские - Большая и Малая, Монетные (0мастера чеканки монет) - Большая и Малая, Ружейная (сейчас улица Мира), Пушкарские (пушкари), Гребецкие (гребцы с галер) и т.д.
В основу формирования уличной системы Петербурга положен знаменитый гигантский треугольник, так называемый Невский, или Морской, трезубец, образованный двумя проспектами – Невским и Вознесенским – и Гороховой улицей. Более двух столетий принцип трехлучевой уличной системы оставался основополагающим в петербургско-ленинградском градостроении, однако в настоящее время, трехлучевая система сохранилась только в границах исторического центра Петербурга и является памятником отечественного градостроения.
Уникальным остается и сам принцип образования петербургских улиц. В Петербурге «прешпективы» сначала обозначались на свободной для застройки территории, а затем ее участки раздавались их будущим владельцам для строительства и освоения. Благодаря этому, Петербург стал первым русским городом с четко обозначенной сетью прямолинейных улиц между жилыми кварталами. Да и сами кварталы в современном понимании этого слова, впервые в градостроительной практике появились именно в Петербурге.
▪️До 1738 года названия возникали стихийно – либо по каким-либо характерным отличительным признакам, либо по именам владельцев домов.Адреса носили описательный характер. Еще в начале XIX в. Пушкин жил «у Цепного моста, против Пантелеймана в доме Оливье». Чем адрес был длиннее, тем проще было найти адресат.
Только в апреле 1738г. появился первый указ об официальном наименовании городских объектов: улиц, набережных, площадей и мостов.
В конце XVIII в. была проведена нумерация домов, только не по улицам, а общая по всему городу. К 1791г. в Петербурге уже имелось 4554 номера. Номера согласно установленному порядку обозначались над входом в дом или над воротами. Только четные номера в то время шли по правой, а нечетные по левой стороне улицы.
Но в 1858г. систему нумерации изменили: теперь левая сторона улицы стала четной, а правая - нечетной. Такая система сохранилась до сих пор, и характерна она только для нашего города. Впрочем, нет правил без исключений. Например, на улицах Сызранской, Типанова, Свеаборгской и Севастьянова в Московском районе, на Трамвайном проспекте в Кировском районе и на Южном шоссе в Hевском районе, четная нумерация оказалась на правой, а нечетная - на левой стороне.