Найти в Дзене
ArhiStory

История улиц Петербурга в XVIII-XIX веках

Оглавление

Развитие европейской столицы

Основным въездом в новый город служила Новгородская дорога. Она проходила по болотистой местности, там, где в дальнейшем возникла Лиговская улица, ныне Лиговский проспект. В районе современной улицы Салтыкова-Щедрина от Новгородской дороги отходило три тропы. Одна вела к Спасскому посаду, где позже возник Смольный монастырь. Вторая тропа приводила к деревушке Северинская мыза, что находилась на берегу Невы - там, где сейчас берет начало Литейный проспект. И, наконец, третья тропа шла к шведской мызе, на месте нынешнего Михайловского (Инженерного) замка.

-2

В 1712г. Петр I перенес государственную столицу из Москвы в Санкт-Петербург и решил упорядочить стихийную застройку нового центра страны, связанного с бывшей столицей и остальными регионами только водным транспортом, - Петербург начинает активно развиваться как европейская столица с русским колоритом.

Два генплана города

В течение 1716 - 1717 гг. разработкой генпланов застройки и развития Санкт-Петербурга занимались два именитых архитектора - Доменико Трезини и Жан-Батист Александр Леблон.

-3

▫️По проекту Трезини центр столицы предполагалось разместить на Васильевском острове с целью обратить фасад города к Балтике, приблизив его таким образом к Европе. На острове главный архитектор Петербурга предлагал расположить управленческий и торговый центр города, окруженный бастионами.

-4

▫️Генплан Леблона, предлагал размещение центра города также на Васильевском острове, но при этом вся территория Петербурга должна была разместиться в геометрически правильном эллипсе в виде города-крепости. Воплотить этот проект в условиях уже реализованной застройки оказалось невозможным, поэтому в январе 1716г. Петр I утверждает генплан Трезини, а идеи Леблона были воплощены в административном делении столицы на пять районов: Санкт-Петербургский остров, Адмиралтейский остров, Васильевский остров, Московская и Выборгская сторона.

-5

Первый центр города стал формироваться на Березовом, или Городском, острове (ныне Петроградский). Здесь под защитой Петропавлской крепости, стали возникать слободы, характерные для старых русских городов. Заселялись они по сословному и профессиональному принципам. Немного дальше от берега поселились дворяне. Появившиеся здесь улицы позднее стали именоваться Большая Дворянская и Малая Дворянская. В глубине острова, за Большой Дворянской, жили работные люди, мастеровые, заводские. Размещение их по строго профессиональному принципу отразилось в названиях многих улиц. Это Посадские - Большая и Малая, Монетные (0мастера чеканки монет) - Большая и Малая, Ружейная (сейчас улица Мира), Пушкарские (пушкари), Гребецкие (гребцы с галер) и т.д.

В основу формирования уличной системы Петербурга положен знаменитый гигантский треугольник, так называемый Невский, или Морской, трезубец, образованный двумя проспектами – Невским и Вознесенским – и Гороховой улицей. Более двух столетий принцип трехлучевой уличной системы оставался основополагающим в петербургско-ленинградском градостроении, однако в настоящее время, трехлучевая система сохранилась только в границах исторического центра Петербурга и является памятником отечественного градостроения.

Уникальным остается и сам принцип образования петербургских улиц. В Петербурге «прешпективы» сначала обозначались на свободной для застройки территории, а затем ее участки раздавались их будущим владельцам для строительства и освоения. Благодаря этому, Петербург стал первым русским городом с четко обозначенной сетью прямолинейных улиц между жилыми кварталами. Да и сами кварталы в современном понимании этого слова, впервые в градостроительной практике появились именно в Петербурге.

-6

▪️До 1738 года названия возникали стихийно – либо по каким-либо характерным отличительным признакам, либо по именам владельцев домов.Адреса носили описательный характер. Еще в начале XIX в. Пушкин жил «у Цепного моста, против Пантелеймана в доме Оливье». Чем адрес был длиннее, тем проще было найти адресат.

-7

Только в апреле 1738г. появился первый указ об официальном наименовании городских объектов: улиц, набережных, площадей и мостов.

-8

В конце XVIII в. была проведена нумерация домов, только не по улицам, а общая по всему городу. К 1791г. в Петербурге уже имелось 4554 номера. Номера согласно установленному порядку обозначались над входом в дом или над воротами. Только четные номера в то время шли по правой, а нечетные по левой стороне улицы.

-9

Но в 1858г. систему нумерации изменили: теперь левая сторона улицы стала четной, а правая - нечетной. Такая система сохранилась до сих пор, и характерна она только для нашего города. Впрочем, нет правил без исключений. Например, на улицах Сызранской, Типанова, Свеаборгской и Севастьянова в Московском районе, на Трамвайном проспекте в Кировском районе и на Южном шоссе в Hевском районе, четная нумерация оказалась на правой, а нечетная - на левой стороне.